Некоторая часть россиян не ценит или не понимает как ценить архитектурное достояние, доставшееся нам от предков. К этой части относятся люди любых профессий, даже политики. Последние могут сколько угодно доказывать с пеной у рта с экранов телевизоров насколько они любят Родину, но это не помешает им выделять деньги на уродство исторического наследия или давать разрешения сделать это частным организациям.
Многим абсолютно всё равно, что фасад здания девятнадцатого века в рамках какой-нибудь федеральной программы обшили самой дешёвой плиткой ради улучшения внешнего вида. Мимо этого люди будут проходить и думать, что хоть какие-то ремонтные работы пойдут только на пользу этому старому заброшенному зданию. Хуже, когда его вообще снесут из-за невозможности восстановления или ради строительства торгового центра.
Из-за отсутствия запроса у населения на бережное отношение к историческим зданиям, политики, не долго размышляя, делают якобы доброе дело, когда восстанавливают дома дешёвыми материалами вместо тщательно продуманной реставрации. Последующие поколения уже вряд ли узнают, что скрывается за плиткой или сайдингом. Ведь архитектура позволяет ребёнку ознакомиться с историей города, ассоциировать себя с этим местом.
Вместо того, чтобы прикоснуться к кирпичной кладке девятнадцатого века, попробовать понять в какое время и в каком стиле здание было построено, ребёнок, к сожалению, вынужден прикоснуться только к сайдингу или к плитке. Что могут дать ребёнку понять эти дешёвые материалы? За что и почему к этому зданию после ремонта надо относиться с особым чувством, если оно стало таким же бездушным, как обычная "Хрущёвка"? И таких "Хрущёвок" в стране становится только больше. Если такая тенденция сохранится, то что достанется следующим поколениям?
Такое наплевательское отношение к истории, культуре, архитектуре формируют у россиян вопросы: "Что мне тут делать? Всё пропили, надо валить, что меня тут держит?". А действительно, что может задержать человека в стране, если не было привито с детства трепетного отношения и уважения к культурному богатству? В основном уезжают туда, где над каждым памятником архитектуры трясутся, боясь навредить.
Эта проблема имеет огромный масштаб. Она гораздо важнее, чем, если дети будут кушать мороженое, состоящее из цветов радуги или смотреть на радугу после дождя. О, ужас, они не превратятся из-за этого в сторонников ЛГБТ. Тут можно задаться вопросом: "А каких детей можно воспитать, если существует такое пренебрежительное отношение к своему прошлому?"
Недавно в школьную программу ввели предмет "Мировая художественная культура", который даёт ученикам общее представление о развитии мировой художественной культуры, о её месте в истории, в жизни общества и человека. Идея хорошая, но, когда заканчивается урок или в целом курс, ученики, выходя из стен своих школ, сталкиваются с российской действительностью, с надругательствами над памятниками архитектуры и истории.
На одних только парадах Победы не привить патриотизм и уважение. Этого не достаточно. Поэтому проблема заслуживает особого внимания и того, чтобы её освещали в вечернее время на федеральных каналах с экспертами и людьми, которые не понимают этого вопроса, чтобы создать диалог и прийти к компромиссу. Возможно хоть у кого-то после этого поменяется мнение на этот счёт.
Статья написана на основе видео Ильи Варламова. Смотреть с 1:24:03 по 1:32:09. Осторожно, много мата.
Спасибо!