Иногда какие-то вещи нам кажутся простыми и очевидными, а для ребенка это оказывается совершено не так.
Десяток или единица?
Сашка легко научился складывать и вычитать двузначные числа. Шел второй месяц, как он умело манипулировал ими, складывая и вычитая хоть в строчку, хоть в столбик.
Как вдруг ему попался пример 58 - 6... Что может быть проще? По сравнению с "двузначное минус двузначное" вообще легкотня!
А у него слезы, сопли, «не могу решить»...
«Чего тут сложного? Ты что, 8-6 не помнишь?», - спрашиваю. "Ну вот, десятки остаются, а из 8 единиц отними 6".
Радостный Сашка быстро решает пример. Я для верности даю еще несколько на вычисление 8-6, всё хорошо.
Но через несколько дней история повторяется с 67-3. А еще через несколько - с 24-2.
Тут я уже начинаю что-то подозревать, что у нас проблема с вычитанием однозначного числа из двузначного.
А дело в том, что в учебнике Петерсон примеры "двузначное минус однозначное" практически вообще не отрабатываются: буквально примеров 5-6 если найдётся... То есть заметить проблему практически невозможно! Запросто можно списать на случайность!
Задаю вопрос: «А что тебя смущает в этих примерах?»
Ответить не может; сидит насупился.
Беру пример 24-2, объясняю: «Ну, смотри, складываешь единицы с единицами. А десятков у нас два - только в числе 24».
И тут Шурик спрашивает: «А как узнать, двойка, которую мы вычитаем - это десятки или единицы?»
Удивительным образом, он НЕ ПОНЯЛ, ЧТО ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО - ЭТО ВСЕГДА ЕДИНИЦЫ.
Представьте, как он сиял, когда это выяснил! Столько радости!
В чем же причина
... А я потом нашла, кого благодарить за это незнание... Учебник Петерсон за 1 класс.
Первоклашки сначала учатся считать десятками и единицами, а потом - дециметрами и сантиметрами.
И, смотрите - они складывают и вычитают однозначные числа - дециметры - которые на самом деле не единицы, а десятки:
Конечно, когда малыш переходит к сложению вычитанию двузначных чисел, у него уже едет крыша, что считать десятками, а что - единицами 🤦♀️.
И не говорите мне, что учебники Петерсон - для сильных детей. То, о чем я рассказываю - методическая погрешность. И мне повезло, что я вовремя заметила у Шурика. А кому-то не повезет, и он всю жизнь проживет, считая математику мистической наукой, в которой однозначное число может быть то десятком, то единицей - фиг знает, почему. Лично я это считаю просто диверсией какой-то, уродованием детей "экспериментальной методикой".
Просто, если у вас в 1 классе учебник Петерсон - проследите за этим моментом и проговорите с ребенком в явном виде, что однозначное число это всегда единицы. ... А с дециметрами как-нить потом разберетесь.
Успешной учебы!
———
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON здесь >>
Познакомиться со мной и моей семьёй можно в Инстаграме. Только там почти ничего нет про развивашки - он очень личный 😊