Брюллову было предначертано стать выдающимся художником. Его наставник Андрей Иванов — отец художника Александра Иванова — вложил все силы в то, чтобы Карл стал успешным. Ученик оказался способным, самолюбивым и обладал определенным апломбом.
За отличную учебу в петербургской Академии художеств он был отправлен на обучение в Италию. Прибыв в Рим вместе со своим братом Александром, Карл Брюллов быстро сумел стать душой «артистического» мира. Он был открыт, образован, и поэтому легко вошел в интернациональное художественное сообщество.
Подталкиваемый горячим самолюбием, Брюллов осознавал, что создание малых произведений не может принести достойной его таланта славы, и он задался целью создать патетическую, не похожую на произведения других академистов картину. Наконец, под впечатлением от оперы Паччини «L`ultimo giorno di Pompeia» он выбирает верную тему.
Грандиозной по размерам, замыслу, мастерству и известности стала картина «Последний день Помпеи» (1833). Это монументальное произведение не только прославило Карла Брюллова, но и подняло в глазах современников русскую живописную школу. Художник обратился к исторической теме — извержению вулкана Везувий в 79 году н. э., погубившему Помпеи.
В 1830 художник приступил к работе. Для написания полотна потребовалось два года подготовительных работ и одиннадцать месяцев изнурительного труда в мастерской.
Брюллов работал с таким напряжением, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Опытной рукой натренированного рисовальщика он помещал изображения натурщиков прямо на холст, размещая их по перспективе, и на основе нескольких этюдов создал эффектный пейзаж.
Две темы переплетаются в произведении: разрушительная сила природы противопоставлена высоте человеческого духа перед лицом гибели.
Николай Гоголь в пафосной статье, посвященной «Последнему дню Помпеи», дал красочную словесную характеристику художественному решению: «…он схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину. Молния у него залила и потопила всё, как будто бы с тем, чтобы всё выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя. Оттого на всём у него разлита необыкновенная яркость. Фигуры он кинул сильно такою рукою, какою мечет только могущественный гений…».
Композиция картины построена по правилам академизма, состоит из группировок персонажей, участвующих в общем действии. Но здесь не один, а все герои главные: и молодая прекрасная женщина, пораженная стихией и уронившая на бездыханную грудь младенца, и семейная пара, пытающаяся закрыть своими телами детей, и отроки, несущие старика-отца.
Картина была закончена в 1834 году и выставлена в Милане. После одобрения работы итальянским авторитетом Камуччини и британским историческим романистом Вальтером Скоттом никто не смел сомневаться в таланте Брюллова. Публика была потрясена грандиозностью самого полотна, замысла художника и силой производимого впечатления. Изображение страданий народа нашло у зрителей горячий отклик. В Париже картина была принята холодно, но русские почитатели возвели ее в ранг патриотической гордости. Имя Брюллова прогремело даже в самых глухих закоулках России, вызвав небывалый интерес к живописи. Общественное мнение в виде публикаций и рецензий признало Брюллова величайшим художником.
Глубоко тронула эта работа Александра Иванова, однако его отец и учитель Брюллова Андрей Иванов, обеспокоенный колористическим решением, напротив, отнесся к успеху полотна осторожно. Академические круги также отнеслись к «Помпее» прохладно.
Годами позже художник и критик Александр Бенуа писал, что работы Брюллова, характерны легкостью исполнения, желанием блеснуть и поразить, но зачастую не содержат душевного проникновения и искреннего отношения к сути изображения, за исключением портретов людей, к которым он испытывал особенные, личные чувства.
На протяжении всей своей творческой карьеры Брюллов стремился к признанию его гения публикой, художественным сообществом, элитными заказчиками. Вернувшись в Россию в ореоле славы величайшего художника современности, он так и не смог создать равносильных «Помпее» произведений.
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.
Возможно, вам будет интересно:
История шедевра. «Явление Христа народу»
Искусство в эпоху Николая I
Николай II. Портрет работы Валентина Серова
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena.art.