Найти тему
НЭБ

«Челюскин» на дне. Мы на льдине

История «Челюскина» трагична и уникальна одновременно. Мощный ледокольный пароход пять месяцев дрейфовал в Ледовитом океане и утонул всего за два часа. Спасшиеся челюскинцы – 104 героя, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

«Челюскин» был построен в Дании по советскому спецзаказу и технически оснащен для комфортной навигации во льдах. Название он получил в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина.

Корабль отправился в плавание в августе 1933 года из Мурманска во Владивосток, на борту было 112 человек. Экспедицию возглавил популярный математик и геофизик, исследователь Севера Отто Шмидт, который взялся доказать, что современная техника сможет выдержать противостояние с Северным Ледовитым океаном.

Карта движения парохода «Челюскин». Путь грузопассажирского судна выделен пунктиром. Из схемы видно, что пройдя лишь половину маршрута, мореплаватели в Карском море наткнулись на льдины, но с помощью ледокола удалось благополучно преодолеть препятствие и продолжить плавание. Однако уже в Чукотском море судно столкнулось с непроходимыми льдами, почти пять месяцев дрейфовало и попало в Берингов пролив.

Казалось, что все спасены и можно продолжить путь, но пароход увлекло течением назад, снова в ледовый плен. И 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами. Но экипаж сумел заранее эвакуироваться на льдины, предварительно взяв с корабля все необходимое, чтобы дождаться спасателей. Последним судно покинул Отто Шмидт.

Оказавшись посреди океана, полярники-челюскинцы проявили сплочённость. Была установлена радиостанция, построены бараки, расчищен аэродром и даже выпущена стенгазета с ярким названием «Не сдадимся». Над лагерем на льдине гордо развевался красный флаг. А в свободное время герои успевали даже вести дневники.

«14 февраля. “Челюскин” на дне. Мы на льдине. Это произошло вчера. На глазах крошило мощный годовалый лед. Ревущий вал чудовищной величины был совсем близко. По распоряжению капитана начали выгружать продовольствие на лед. Работали дружно. Приятно было смотреть на спокойствие и деловитость людей».

Из воспоминаний кочегара «Челюскина» Е. Ермилова

«Несмотря на всю трагичность положения, не было подавленного состояния. Нашлись папиросы – покурили. Порассуждали о камельках, о мерах спасения и, усталые, быстро уснули. Ночью проснулся и чувствую, что к чему-то примерзли волосы. Оказывается, свалилась шапка, и на голову обвисла палатка».

Из воспоминаний машиниста I класса С. Фетина

Больше можно прочитать в книгах:

Воспоминания Отто Шмидта «Экспедиция на “Челюскине” и Северный морской путь»; «“Святой Фока” и “Челюскин”: рассказ о трагедии и триумфе», автор Сергей Беляков; «Дневники челюскинцев», автор Михаил Дьяконов.

Почти сразу после крушения была создана комиссия по спасению челюскинцев, которую возглавил Валериан Куйбышев. Спасать решили как по воде, так и с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий – метель и плохая видимость – лагерь на льдине долго не могли обнаружить. 29 безрезультатных полетов совершил экипаж летчика Анатолия Ляпидевского. И только 5 марта на своем АНТ-4 он смог обнаружить лагерь челюскинцев и даже увезти с собой десять женщин и двоих детей. Садиться ему пришлось на крохотном участке льда, который заранее для спасателей приготовили челюскинцы.

Затем из-за плохой погоды был долгий перерыв, и только 7 апреля вновь удалось приземлиться на льдине. За неделю летчики вывезли на землю остальных челюскинцев. Всего было совершено 23 успешных спасательных рейса. Это была не просто победа – это была победа над непреодолимой стихией!

Главными триумфаторами, конечно, были летчики. Они стали первыми Героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Сигизмунд Леваневский. Их подвигом, смелостью и бесстрашием гордился весь Союз. Они доказали, что полярная авиация в нашей стране находится на очень высоком уровне. Первое звание Героя Советского Союза получил Анатолий Ляпидевский. Наибольшее количество людей спас Василий Молоков, он совершил 8 полетов и эвакуировал 39 человек, в том числе заболевшего туберкулезом Отто Шмидта. Участники незапланированной зимовки на льдине были награждены орденами Красной Звезды.

Еще больше исторических фото, материалов и документов можно найти в НЭБ.