Этого властителя прозвали Палкиным, а Россию при нем — жандармом Европы. Каким было искусство в полицейском государстве Николая Павловича?
Николай был третьим из пятерых сыновей императора Павла I. Он не готовился к вступлению на престол, поэтому его образование и воспитание проводилось так формально и сухо, что не привило интереса к гуманитарным наукам, но он серьезно увлекся инженерным, строительным и военным делом. Собственная политическая система взглядов Николая, сложившаяся уже в юности, отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью. Воцарение Николая сопровождалось восстанием и казнью декабристов, что определило настроение новой власти и направление ее деятельности.
Как ни парадоксально, время Николая I стало золотым веком русской литературы: при нем творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и начинали писать Тургенев, Достоевский, Толстой. Литература первой откликалась на события в стране и за рубежом, она пыталась подвергнуть пересмотру старые понятия и старые ценности.
Запреты всегда действуют на общество одинаковым образом: образованные слои стремятся к анализу и переосмыслению создавшейся ситуации, возникают политические группы и философские течения. Так, самое известное произведение революционера Чернышевского, взращенного николаевской эпохой, «Что делать?» было написано им в тюрьме через несколько лет после кончины Николая.
Именно в николаевский период появляются славянофилы с их мечтами о добром прошлом, оформляется сообщество западников — с их рассуждениями о прогрессивном европейском будущем.
Во времена николаевского правления творили известнейшие русские художники, повлиявшие на становление будущих поколений живописцев. Среди них был Василий Тропинин (1870—1857). Прекрасный портретист, он сумел своевременно подхватить романтические, а затем и реалистические тенденции.
Император проявлял живой интерес к искусствам. Так, многие полотна Ивана Айвазовского (1817-1900) были созданы по его инициативе. Особым расположением царя пользовался бывший военный, живописец Федор Моллер (1812—1874). Его картина «Поцелуй» так понравилась Николаю, что автор — в качестве оплаты — получил двухгодичный пенсион на обучение за границей.
Николай был настоящим военным, и жизнь страны он видел как работу огромной машины, в которой каждый имеет функцию и должен точно ее выполнять. Жесткий регламент, по мнению самодержца, должен был быть неотъемлемой составляющей абсолютно всех сторон жизни. Художники при Николае были вынуждены строить карьеру. Становясь сначала воспитанниками, а затем членами Академии художеств, они шаг за шагом взбирались вверх по служебной лестнице, в этом смысле мало отличаясь от любого другого гражданского лица.
Карьера в Академии давала возможность, при соблюдении определенных правил, быть обласканным вниманием власти: «медали и пенсионерские поездки, чины и награды, узаконенные уставами Академии в предыдущий период и довольно щедро раздаваемые в царствование Николая I», подвигали академистов к усердному освоению учебных программ. Императорская семья оказывала помощь такой общественной организации как Общество поощрения художников, деятельность которого была тесно связана с деятельностью Академии и за чей счет были отправлены стажироваться живописец Карл Брюллов и «архитектор А. Брюлло» (Александр Брюллов, старший брат Карла).
Сухость и структурированность пронизывали всю художественную среду эпохи. Даже пенсионеры, отправленные в Европу, могли быть в любой момент возвращены по приказу венценосца: так, в 1835 году Николай распорядился о вызове из Италии Брюллова и Бруни для преподавания в Академии. Царь, однако, весьма щедро награждал тех, кто служил ему верой и правдой.
Недовольство академической системой проявлялось в своеобразной попытке эмиграции. Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, Александр Иванов и многие другие талантливые художники годами жили и работали за границей и не спешили возвращаться на родину.
Государство поощряло тех, кто служил интересам монарха, но сильно ограничивало носителей альтернативных взглядов и опасалось просвещения, поэтому в обучении новых поколений упор был сделан на точные, а не гуманитарные, науки.
Последние годы николаевского правления известны как «мрачное семилетье» (1848-1855). Этот период отмечен ужесточением цензуры и давлением со стороны правительства.
«Незабвенный» и «Царь-Христианин» для одних. «Николай Палкин», «тюремщик русской свободы» — для других. Последний царь, который мог разгуливать по улицам Петербурга без охраны.
Оценки современников и историков императора Николая Павловича, как человека и государя, разнятся. Сегодня большинство историков, литературоведов, искусствоведов, занимающихся николаевской эпохой, считают, что царствование Николая I являлось временем, подготовившим эпоху Великих реформ 1860-х гг. Умеренный консерватизм Николая I, выступавшего за «реформы сверху», способствовал этому эволюционному процессу и породил великое мышление великих авторов.
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.
Возможно, вам будет интересно:
Философ на троне. Покровительница искусств. Екатерина Великая
Мария Фёдоровна. Судьба и лучшие портреты императрицы
Забытый покровитель искусств. Николай Юсупов
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena.art.