Хочу рассказать о совместном англо -испанском фильме "Отголоски прошлого" 2008 года выпуска, режиссера Пола Моррисона. В главных ролях были заняты на тот момент восходящие актёры: Хавьер Бельтран - в роли поэта и драматурга Федерико Гарсия Лорки, и Роберт Паттинсон в роли экстцентричного модника и основоположника и продолжателя сюрреализма Сальвадора Дали.
Жизнь двух гениев 20-х годов XX же века свела в одном вареве творческого котла и главной бунтарской и политической среде того времени города Мадрид. Где как рассказывает и показывает нам фильм в 1922 году, двум - трём молодым но уже очень перспективным и талантливым студентам, перешедшему из университета Гранады 25- летнему Федерико Гарсии Лорка и 18- летнему тогда только поступившему и заселившемся в мадридское общежитие при университете Сальвадору Дали а так же их общему другу Луису Бунюэлю суждено было обрести друг друга и проникнуться симпатиями, так как многое в университетской и творческой среде было им знакомо а схожесть интересов порой только укрепляет стремления к совместному процессу.
Это было время непростых отношений к власти и смене политического движения основного курса страны. В котором как бывает участвуют самые молодые, талантливые,свободолюбивые а поэтому очень бунтарские и амбициозные люди, в которых и самих порой не прекращается собственный протест и жажда правды как и истины, которая как это известно, бывает всегда где то рядом. Поэтому в приглашению Федерико собрании по случаю дня рождения друзей родственников он был вынужден борясь немного со своей робостью, читать и такие строки:
Когда умру,
схороните меня с гитарой
в речном песке.
Когда умру,
В апельсиновой роще старой
в любом цветке.
Когда умру,
буду флюгером я на крыше,
на ветру.
Тише ...
когда умру!
Фильм не акцентируется на том факте, что Федерико Гарсия Лорка был гомосексуалом, а даже наоборот, показал такого чувствительного и ранимого поэта, который старался до последнего скрыть от друзей и Дали, свою ориентацию чему конечно был не рад и непременно страдал, что с первых дней знакомства с Дали не мог в полной мере признаться о том, что может испытывать и более сильные чувства чем просто дружеские отношения. Но смею предположить и возможно так оно и случилось, что молодой С.Дали заметил эти чаяния воздыхателя и откликнулся со временем схожими чувствами, не даром исторически описывается,что для многих художником и поэтов была свойственна бисексуальность и эксперименты со своей сексуальностью в целом. Яркие моменты фильма о не очень простой дружбе, начиная от приглашения С.Дали на малую родину и в места своего детства на удивительные пляжи Кадакеса, до посвящения Федерико Лоркой произведений и написания целых пьес и личных дневников автора к своему возлюбленному и долгой перепиской в разлуке на особом только им понятном придуманном языке.
Но как не была прекрасна история двух любящих и хорошо проводивших друг с другом время в беззаботности людей. Рано или поздно всему наступает печальный и отрезвляющий от пьянящего чувства конец. Где одному герою как повествует нам финал фильма а так же исторически сложилось, суждено погибнуть в свои неполные 40 лет от рук политических преступников (спойлер), которые в своих подозрениях и зачистках несогласных с идеологией нового режима, интеллигенции и прочих борцов за правое и честное дело людей. А другому трансформироваться в нового более значимого как и дошедшего в последствии трудами до наших дней сюрреалиста Сальвадора Дали, который выбрал в жены как позднее называет её сам художник "музой" по имени Гала, которая и будет сопровождать и утешать художника в минутах творческого кризиса и отчаяния а так же как я думаю минут глубокой скорби о погибшем любимом поэте Федерико Гарсии Лорке, в которых были самые тёплые воспоминания, хотя как обычно бывает не всё было так уж и гладко и безоблачно в отношении двух творческих людей.
В заключении хотел бы закончить отрывком из оды посвященному художнику "Ода С.Дали", рано ушедшего поэта.
"Ты художник, и прав, отмечая флажками
очертанья границы, размытые ночью.
Да, ты прав и не хочешь, чтоб форма размякла,
как нежданного облака ватные клочья.
Нет, ты смотришь в упор, ты врезаешься взглядом
и копируешь честно, без фантасмагорий.
Эту рыбу в садке, эту птицу в вольере,
ты не станешь выдумывать в небе и в море.
Осязаемость, точность, задача и мера.
Это взгляд архитектора на обветшалость.
Ты не любишь земли, где растут мухоморы
и на знамя глядишь как на детскую шалость.
Гнутся рельсы, чеканя стальные двустишья.
Неоткрытых земель на планете не стало.
Торжествует прямая, чертя вертикали
и вовсю прославляют Евклида кристаллы."
Федерико Гарсиа Лорка, 1926