За всю историю представление людей об идеальной внешности менялось неоднократно. Сегодня мы расскажем о том, как человечество пришло к идее о связи чисел, пропорций и красоты.
Началось все в эпоху античности — именно тогда стали появляться первые учения о гармонии. Важнейшим из них стало пифагорейское, которое гласило: «Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».
На практике это показал Поликлет, создав скульптуру «Канон» («Дорифор», 450-440 до н.э.) на основе точного соблюдения всех пропорций человеческого тела и одноименный трактат о математических пропорциях человеческого тела. Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора.
Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой. Рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого сечения, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела. С его точки зрения, искусство подражает не природе, а норме.
Более поздние творцы примеряли пропорции не только к живописи и скульптуре, но и к архитектуре. Витрувий поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, соразмерность здания и человека.
В XV веке все художники признали следование пропорциям незыблемым законом художественного творчества. Без знания пропорций художник не в состоянии создать ничего совершенного.
Леонардо, который создавал иллюстрации к трудам Витрувия, также увлекала теория пропорций; овладеть ею он считал важной задачей для себя как художника.
Пропорции изучал и Альбрехт Дюрер. Хорошую фигуру, по его мнению, создают правильные пропорции, и не только в живописи, но и во всех вещах, какие могут быть созданы.
Этот же вопрос изучали Бенедетто Варки, Виньола, Андреа Палладио, Винченцо Данти и другие творцы и мыслители.
Художники и искусствоведы и сегодня изучают золоте сечение и законы пропорций, открытые предшественниками.
В массовой же культуре пропорции отразились в пресловутых 90-60-90. К счастью, стандарты все время меняются и сегодня мир как никогда открыт к красоте разного типа, а не только к той, которая пропагандируется искусством или СМИ.
Кстати, не так давно ученые провели исследование, в котором они с учетом разных критериев (рост, вес, длина волос) пытались определить идеальную женскую внешность. В ход шла только математика, а вот результат получился более чем наглядным: наиболее близкой к идеалу оказалась фигура модели Келли Брук.
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.
Возможно, вам будет интересно:
Художник, производивший вскрытия. Наклонности и заблуждения Леонардо
Искусство в эпоху Николая I
Любимая художница Марии-Антуанетты. Часть 1
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena-art.ru.