Совсем недавно вышла игра The Last Of Us Part 2 (Одни из нас: Часть II) и расколола лагерь геймеров на две части: одни игру яростно хейтят, другие - восторгаются и защищают. Ниже я за две минуты объясню вам, почему основной аргумент защитников игры не работает.
Кратко пересказ сюжета игры:
!!!ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ!!!
В первой части (вышла семь лет назад) случается зомби-апокалипсис, главный герой (Джоэл) теряет дочь. Спустя много лет он встречает девочку (Элли), которая может стать источником лекарства от болезни, превращающей людей в зомби. Суть игры: привести Элли в штаб-квартиру организации, которая сможет создать это лекарство. В конце игры выясняется, что для создания лекарства девочке придется умереть, Джоэл не соглашается на это и убивает всех врачей в штаб-квартире, а девочку забирает и удочеряет. Конец.
Во второй части игры (вышла сейчас) дочь одного из врачей (Эбби), которых главный герой (Джоэл) убил в конце первой части, хочет ему отомстить. Она находит Джоэла и убивает его на глазах приемной дочери (Элли). Элли клянется отомстить за смерть Джоэла и мы на протяжении игры управляем то Элли, которая преследуют Эбби, то самой Эбби, которая разруливает свои собственные междоусобицы.
В конце игры Элли настигает Эбби, но в самый последний момент отпускает, решив не мстить и "простить" врага. Круг мести разорван, конец.
Если почитать форумы, статьи и комментарии под ними, то главные аргументы в защиту игры звучат следующим образом:
- в игре очень сильный сюжет, которому позавидуют лучшие фильмы и ценить ее стоит в первую очередь как КРУТУЮ ИСТОРИЮ, а не как стрелялку и бродилку с хорошим геймплеем.
- это игра про круговорот мести в природе, про то, что нет только белого и черного и про то, что зло всегда порождает ответное зло. И концовкой второй части авторы как раз разорвали этот круг мести: одна героиня не стала убивать другую, а смогла ее понять и простить.
Вот собственно, мы и подошли к тому моменту, где вся логика подобного повествования рушится.
Любая компьютерная экшн-игра - это набор мобов, толпами выбегающих на тебя из-за угла. И проецировать на каждого убитого тобой NPC мысль "он тоже живой, у него есть чувства и близкие люди" - это как минимум странно в подобном жанре игр.
Компания Naughty Dog, автор Одних из нас, известна еще одной серией игр - Uncharted. Это такой мужской вариант игр про Лару Крофт, если кто не в курсе. И там главный герой десятками убивает противников (почти всегда каких-то наемников) по пути к очередному затерянному городу. Наемники эти не фашисты и не зомби, они вполне себе нормальные люди, но ты принимаешь жанр игры и не воспринимаешь их как "людей". Это NPC, против которых ты сражаешься в ИГРЕ. Почему я вспомнил про Uncharted? Механика игр Uncharted и TLOU во многом схожа: обе игры - это приключенческие стрелялки-бродилки, сделанные на одном движке. Только Uncharted очевидно веселее и легкомысленнее, а в TLOU авторы навалили драмы и серьезности. Вот только игра все равно остается приключенческим боевиком.
Если ты хочешь показать ценность человеческой жизни и высказаться на тему мести, порождающей еще большее зло, то приключенческий боевик с сотнями смертей по ходу прохождения - явно не тот жанр компьютерной игры, в котором это стоит делать
Если бы TLOU изначально была бы какой-то адвенчурой или камерным произведением, где КАЖДАЯ смерть - событие, я бы принял такую концовку без вопросов. Но когда ты в процессе игры убиваешь NPC (кем бы они ни были) десятками на каждой игровой локации, то и воспринимать игру как какое-то серьезное высказывание на моральные темы невозможно.
И второй момент, который ломает всю логику подобной концовки - в любом экшн-приключении твоя задача - пройти локацию и победить.
И TLOU2 на протяжении всей игры учит нас этому: чтобы закончить игру ты должен пройти этот уровень. Убить этого монстра, обойти этот патруль, пробраться в эту дверь. Сделать это, чтобы победить. Это цель в любой компьютерной экшн-игре. Более того, TLOU2 позволяет сделать это разными способами, стелсом или в открытую. То есть на протяжении всей игры TLOU2 позволяет нам принимать решения, чтобы идти к цели игры, но в самом конце вдруг лишает такого права и изменяет саму цель. Ведет к финалу на протяжении многих часов, чтобы в конце этот финал "обнулить" и сказать нам что-то "мстить - это нехорошо".
Игра создает гигантский разрыв между геймплеем и высказыванием авторов. Это приключенческий боевик по исполнению, но нам не позволяют убить финального босса в этом боевике.
Стоит ли удивляться таким оценкам от игрового сообщества, которое играет для того, чтобы выиграть, а не для того, чтобы услышать в конце весьма примитивные нравоучения "что такое хорошо, а что такое плохо"?
#thelastofus #the last of us 2 #одни из нас 2 #tlou2 #the last of us part 2 #одни из нас