«Интерстеллар» - один из редких примеров того, когда фильм в жанре сай-фай изначально был задуман именно ученым. Известный астрофизик Кип Торн обратился к Стивену Спилбергу с идеей о создании фильма о путешествии сквозь пространство через кротовые норы (эта же теория использовалась в фантастическом фильме «Контакт» 1997-го года). Студия одобрила задумку, за сценарий взялся Джонатан Нолан. Чуть позже Спилберг выбыл из проекта, и на его место пришел Кристофер Нолан (брат Джонатана). По большему счету, это почти все, что нужно знать про фильм «Интерстеллар». Но все же...
В будущем на Земле случается экологическая катастрофа: засуха, пыльные бури, вымирание почти всех растений и как следствие отсутствие еды. В отличие от Марка Уотни (персонаж фильма «Марсианин», который вырастил на Марсе картошку) все ученые Земли не смогли ничего сделать, поэтому единственное спасение - это найти новую планету. Главный герой фильма – опытный пилот (Мэттью МакКонахи) вместе с другими астронавтами отправляется в другую галактику с миссией по спасению человечества. Рассказывать что-либо еще о сюжете фильма нет смысла, тут как в игре «Сапер» – куда ни ткни, взорвешься на спойлере.
Как я уже сказал, «Интерстеллар» - это в первую очередь проект (идея, прекрасные спецэффекты, грандиозное зрелище, красивейшая музыка), а уже потом произведение или кино. Уверен, если бы в режиссерском кресле был Спилберг (как предполагалось изначально), все вышло бы, возможно, не так пафосно, но куда увлекательнее. Ведь, по сути, любой космический или фантастический блокбастер, это в первую очередь развлечение. И того же Спилберга всегда интересуют судьба главных героев, а где-то на фоне за ними бегают пришельцы или динозавры (которые, конечно, в нужный момент бабахают как надо). В вышеупомянутом фильме «Контакт» Земекиса (где, кстати, тоже играл МакКонахи) все научно-фантастическое тоже было зрелищно, интересно и хорошо продумано, но оно лишь помогало двигаться основному сюжету. Здесь же режиссеру не очень хочется отвлекаться на лишние нюансы в виде самих персонажей, поэтому они довольно схематичны и часто говорят шаблонными фразами. И, по сути, главные герои фильма – это кротовая нора, черная дыра, планеты и, собственно, космос. Все это нарисовано настолько зрелищно и достоверно (насколько могут судить ученые), что вряд ли кто-то уйдет не впечатленным. И, если воспринимать «Интерстеллар» именно как научную-фантастическую ленту про космос, это, действительно, грандиозный фильм. Вот только, возможно, его стоило сделать документальным.
Кристофер Нолан, безусловно, режиссер талантливый. Технически талантливый. Все, что он снял (даже трилогия про Бетмэна), безусловно, является как минимум частью кинематографического наследия, которое будут обсуждать еще спустя многие годы. Но обсуждать будет исключительно в технических аспектах, ведь он безупречен в подходе к созданию визуальной картинки. Но, в отличие от какого-нибудь Зака Снайдера, Нолан зачем-то постоянно делает умное лицо: и это заразительно. Его персонажи будто понимают, что находятся в серьезном произведении, а не в обычном развлекательном блокбастере, вот только никто им не объяснил, как себя вести. Вот есть Бетмэн, который по своей прямой комиксовой обязанности должен молча нагонять ужас на бандитов Готэм-Сити, но половину экранного времени всех трех фильмов даже не надевает костюм (к тому же мучается философскими вопросами). Вот люди проникают в чужие сны, но вместо того, чтобы устроить зрелищный экшн в духе Майкла Бэя (в причудливых декорациях фильма «Начало»), становятся заложниками псевдо-сложных, но закрученных идей режиссера. Можно продолжать и дальше, но суть всегда одна: вся эта «интеллектуальная» составляющая нужна лишь для галочки.
Пожалуй, все это можно описать ситуацией, когда ребенку одновременно дают бумажку с карандашом и конструктор LEGO. Из LEGO он, скорее всего, соберет что-то более или менее выразительное (особенно с помощью взрослых). А вот с бумажкой и карандашом куда сложнее. К тому же, с LEGO интереснее.