Умер великий итальянский композитор и дирижёр Эннио Морриконе. Ему был 91 год.
Композитор написал музыку к 520 фильмам. Названия многих из них уже ничего не скажут современному зрителю, однако музыка Морриконе к ним по-прежнему на слуху. Переиздается миллионами копий. Звучит и с экрана телевизора, и из торговой палатки. И в Италии, и в Америке, и в России.
На фестивале в Локарно его пригласили прочесть лекцию под неслабым названием «Аспекты и проблемы творчества композитора в наше время». Отчитав положенное, Морриконе извинился, что «великий пианист из него не вышел» и пересел к роялю, чтобы исполнить музыкальную тему из фильма «Битва за Алжир» – куда более известную, чем сам фильм.
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. Учился в Римской консерватории по классу трубы. Работает в кино с 1961 года. В 1964-м одноклассник Морриконе Серджо Леоне пригласил его написать музыку к своему фильму «За пригоршню долларов». С этого фильма началось многолетнее сотрудничество режиссера и композитора, одно из величайших в истории кино. Работал с самыми известными кинорежиссерами мира – Пазолини, Бертолуччи, Тавиани, Феррери, Дамиани, Кавани, Дзеффирелли, Поланский, Иствуд, Альмодовар. Сын Андреа Морриконе – тоже композитор.
10 самых известных фильмов с музыкой Эннио Морриконе
«Хороший, плохой, злой»
«Декамерон»
«Сало, или 120 дней Содома»
«Двадцатый век»
«Профессионал»
«Однажды в Америке»
«Спрут»
«Неприкасаемые»
«Лолита»
«Малена»
У композитора спросили, почему его киномузыка стала столь популярной?
"Я внимательно посмотрел несколько фильмов, в которых использовалась музыка Баха, Моцарта, Малера, и задал себе вопрос: эти композиторы не сочиняли специально для кино, почему же, к примеру, Малер столь великолепно звучит у Висконти в «Смерти в Венеции»? И понял одну простую вещь: музыка в кино работает и запоминается, если это действительно музыка. Настоящая, с большой буквы" - ответил Эннио Морриконе.
"Я никогда не просил у режиссеров сценарии. Соглашался на работу просто в зависимости от того, занят я был или нет. Некоторые фильмы стали для меня потрясающим творческим опытом, на некоторые я соглашался просто из любви к кино. С некоторыми режиссерами я просто дружил. И потом в кино иногда до самого конца нельзя понять, хороший фильм получается или нет. Композитору показывают рабочий материал, по которому бывает трудно судить. Но мне нравилось и нравится работать много и в самых разных жанрах. Да, меня называют всеядным, но мне все равно. Писать музыку, например, к одним только вестернам, мне было бы ужасно скучно".
Морриконе прославился как автор музыки к спагетти-вестернам своего бывшего одноклассника, режиссера Серджо Леоне («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита»). Он также написал саундтреки к таким фильмам, как «Однажды в Америке» Леоне, «Сало, или 120 дней Содома» и «Кентерберийские рассказы» Пьера Паоло Пазолини, «Перед революцией» и «Луна» Бернардо Бертолуччи, «Мастер и Маргарита» Александра Петровича, «Изгоняющий дьявола 2» Джона Бурмена, «Свяжи меня!» Педро Альмодовара, «Лолита» Эдриана Лайна, «72 метра» Владимира Хотиненко и к лентам Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка».
Вместе с Александром Зацепиным композитор написал музыку к советско-британо-итальянскому фильму 1969 года "Красная палатка". Фильм основан на реальных событиях 1928 года спасения аэронавтов после крушения в Арктике дирижабля "Италия". Музыку из фильма всегда используют, когда показывают сияющие бескрайние заснеженные панорамы.
В 2007 году Морриконе получил премию «Оскар» за вклад в киноискусство, в 2016-м его наградили «Оскаром» за саундтрек к «Омерзительной восьмерке».