Всего лишь пару поколений назад большинство людей имело лишь средне-специальное образование, а человек с высшим образованием был редкостью. Сейчас положение вещей изменилось коренным образом.
Современные тенденции в образовании
Многие жители столицы России и других крупнейших городов страны – люди 30-летнего и более возраста имеют не одно, а два или даже три высших образования.
Причём это явление не считается чем-то уникальным, выходящим из ряда вон. Первое высшее образование люди получили после школы, а второе – когда уже приобрели ценный жизненный опыт и чёткую ориентацию в своей сфере интересов.
Более того: налицо совершенно новая тенденция, состоящая в том, чтобы не получать после школы высшего образования в принципе. А заняться им уже в процессе профессиональной деятельности – с чётко определившимися целями.
Тенденция сомнительная? С точки зрения наших родителей – безусловно. Ведь это они прилагают все усилия для того, чтобы определить ребёнка после школы в вуз во что бы то ни стало.
Однако реальная жизнь диктует свои правила. И она свидетельствует о том, что в нынешней Москве и иных крупных мегаполисах привычный диплом о получении высшего образования уже потерял былой смысл. А человеку «необразованному» (в традиционном понятии этого слова) есть чем заняться помимо пресловутых работ дворника и продавца в «Пятёрочке», которыми любят пугать родители. По сути – везде, где не установлено официальных ограничений и специальных навыков (у врачей или юристов, например).
Есть ли шанс у самоучек
Всевозможные стартапы, IT-объединения и креативные компании открыты, прежде всего, для тех, у кого «горят глаза». И формальный диплом о высшем образовании не имеет для них большого значения.
Второе качество, которое особенно ценится на современном рынке – это способность человека выдерживать напряжённый темп работы, трудиться много (в том числе и сверхурочно), с не гаснущим энтузиазмом. Реально полезными в жизни, прикладными профессиональными навыками при этом специалист обзаводится гораздо быстрее, чем в ходе своей учёбы в университете.
Разумеется, и вуз даёт человеку бесценные навыки: умение находить информацию, анализировать её и мыслить системным образом в самых разных сферах. В остальном же, классическое образование в современных условиях уже не может гарантировать реальной прикладной пользы. Ведь образовательная и профессиональная траектория каждого человека в течение жизни может не один раз изменяться.
Сущность традиционного образования
Никто не возьмётся спорить с тем, что высшее образование превратилось в норму, навязанную обществом. Что это ещё и некий показатель личной дисциплины. То есть, нанимая на работу выпускника вуза – вчерашнего студента – работодатель убеждён в том, что у того выработан, как минимум, навык подготовки рефератов и сдачи контрольных работ в установленные сроки.
Действительно, классическое образование прививает человеку основы дисциплины. Но – не всегда и не гарантированно. Мы ведь помним, как в студенческие годы нередко готовились к экзамену всего за пару дней, в «аврально-пожарном» режиме. А в остальное время – жили по принципу «От сессии до сессии живут студенты весело». Разумеется, подобное положение вещей очень сложно назвать дисциплиной.
Дисциплина – это то, что исходит изнутри: из самоорганизованности, из чувства ответственности, которое не навязано по указке сверху. Этот ключевой навык формируется не только и не столько в университете. Вуз его не исключает, но и отнюдь не гарантирует. Человеку важно самому выработать для себя систему организации времени и дел.
Предметы для галочки
Простой пример – относительная важность и польза таких предметов, как античная литература. Знание того, чем отличается Софокл от Сократа вряд ли принесёт человеку большие деньги. Однако оно принадлежит к тем базовым вещам, которые дают ему повышенный уровень общего развития; возможность «поговорить о чём-то», кроме вещей обыденных и примитивных.
Но любовь и интерес к подобным античной литературе предметам сможет пробудить далеко не каждый вузовский преподаватель. Чаще всё оборачивается прогуливанием лекций и вынужденной тройкой в зачётке.
Когда образование является навязанным сверху, а не страстным желанием самого человека (как это было у Ломоносова), то оно очень слабо способствует его развитию. Так же, как карательные меры против нарушителей закона не могут их перевоспитать.
Рабочая альтернатива классике
В качестве альтернативы образованию классическому, широкое распространение получили в наше время всевозможные онлайн-ресурсы типа виртуальных лекториев и просветительских проектов. Они способны дать заинтересованному студенту качественные знания классического формата.
Онлайн-курсы ни в коем случае не отменяют важности университетского образования. Однако построены они по тому принципу, что без осознанности и практического интереса со стороны обучающегося в знаниях нет особого смысла. Ведь почему у студентов обычных вузов нередко возникают недопонимания в изучении непрофильных дисциплин? Потому, что нет заинтересованности в них, а сами эти предметы преподносятся весьма посредственно и неинтересно – как «мероприятие для галочки».
Человеку надо определиться: для чего ему образование, чтобы учиться не «просто так». Если есть цель заработать капитал, и это связано со стратегией образования, то он должен ясно представлять, как и чему учиться.
Когда человек хочет просто зарабатывать сиюминутные деньги, то он может просто заняться розничными и мелкооптовыми продажи. Работодатели не придираются к образованию: им нужен хороший менеджер по продажам, которым если захотеть, можно стать и без диплома.
Но далеко не все хотят всю жизнь продавать «всякую всячину». Кроме заработка, важна карьера и самореализация через работу.
Многие люди без высшего образования выглядят умнее иных выпускников зарубежных вузов. Можно привести и противоположный пример: когда выпускники университетов не отличаются развитой эрудицией. Хоть это и исключения из общего правила.
Образование – не самоцель, а средство для получения результатов
Если смотреть на вещи реально, то правильным определением для описания традиционного подхода к высшему образованию может послужить словосочетание «навязанное обществом».
До сих пор человек чаще всего поступает не туда, куда ему действительно хочется, а туда, куда его настойчиво определяют родители и другие члены общества. Продолжает сохраняться стойкое общественное мнение: если человек не отучился в вузе, то с ним что-то не так.
Соответственно, как и любая другая навязанная вещь, такое образование в полной мере не способствует развитию человека. Понятия «получить образование» и «быть образованным» – это вещи всё-таки разные.
Образованным человек делается не благодаря университету, а, в первую очередь, собственному стремлению и осознанному отношению к обучению. Когда он изначально испытывал интерес к изучаемому и имел чёткое представление, для чего ему это нужно. Так он сможет распоряжаться знанием и применять его.
Конечный результат зависит не от формата обучения, а от самого студента. Как и в спорте: просто глядя на тренера, не добиться результатов. А учёба в классических университетах по-прежнему основывается на системе оценок и дедлайнов; на угрозах отчисления за неуспеваемость и других потенциальных наказаний, которые стимулируют учиться «кнутом».
В Университете "Синергия" 60% учебного времени - это практические занятия. Никаких нудных лекций, чтобы закрыть учебный план. Можно выбрать только то, что тебе интересно. А также начать работать уже с 1-го курса. К тому же, есть оплачиваемая практика и даже стажировки за границей.
Как строится дистанционное обучение и как оно ведёт к цели
Современная альтернатива классическому образованию – образование дистанционное. Для обучения нужны только компьютер и доступ в сеть. При этом есть возможность получить полноценный государственный диплом, в котором не будет упоминания о дистанционном характере обучения.
Нажмите подробнее, чтобы узнать о факультетах, проходных баллах и возможных скидках на обучение.
Учебный процесс строится на основе круглосуточного доступа к многоформатным образовательным материалам; интерактивных тестирований; видео-лекций, семинаров и мастер-классов опытных бизнес-спикеров.
Ещё один современный и эффективный формат – бесплатные онлайн-курсы дополнительного образования. Они помогают освоить востребованную на рынке специальность, не тратя на это нескольких лет.
Учиться можно, когда удобно, без отрыва от работы или подработки. Самое главное – чтобы сам человек был замотивирован на результат. Чтобы он чётко понимал: ему в ближайшие полгода надо перейти на качественно новый уровень английского (к примеру). Тогда он это сделает, не бросив обучение на полпути.