Найти тему
Remont1969

Путь от Роллс-Ройса до... Часть 29. 九三式装甲自動車. Тип 93 Kokusan. По прежнему смотря на англичан.

九三式装甲自動車/Type 93 Naval Armoured Car/Тип 93 Kokusan (условное принятое название)

Страна: Япония

Производитель: Ishikawajima Motorcar Factory

Год выпуска: 1930-1932

Кол-во выпущенных: 5?

Размеры: 4.800 x1.830 x2.290 мм

Боевая масса: 6,8 тонн

Экипаж: 6

Двигатель: L6, 85 л.с.

Бронирования: 4-11 мм

Вооружение 4 × 6.5 mm Type 91 + .303 Vickers machine-gun

В начале 30-х годов японский генералитет, только только освоивший простые бронемашины типа Уосли-Сумида или Тип 92 Осака, "неожиданно" узнал, что англичане уже начали строить машины с тремя осями. И, если с авиацией и флотом все было в порядке, то в бронетехнике японские конструктора разобраться не могли, да и военные им не помогали, не ставя четкие задачи. В итоге снова пришлось смотреть на английские машины, в этот раз образцом для подражания стал Виккерс-Кросслей образца 1929 года, представлявший собой увеличенный на одну ось Виккерс-Крослей обр 1925 года, который уже эксплуатировался в японских армии и флоте. Но "копипастеры" из японцев получались творческие и кроме срисованной базовой идеи вносили свои изменения.
-2

Бронеавтомобиль Тип 93 (九三式装甲自動車) Kokusan) был построен на шасси автомобиля Sumida typ P концерна Ishikawajima, который был основным поставщиком грузовиков для армии и флота. Концерн купил лицензии на производство легких грузовиков у английской фирмы Уолсли (Wollseley). Но уже у середине 20-х завод на реке Сумида начал производство вполне современных двуосных машин, а в 1928 году и трехосных машин Typ P. Возможно первой был бронеавтомобиль для морской пехоты, который называют условно Type 90 Sumida-P на удлиненном шасси грузовика. И если машина показалась военным морякам слишком крупной и плохо подходящей для боевых действий в городе, они попросили завод в Токио, который входил в крупный судостроительный концерн построить бронемашину меньших размеров.

фото: Грузовик-пресс
фото: Грузовик-пресс
Фирма Уосли (Wossley) никогда не была сильна в грузовых машинах и, хотя все время отмечается что грузовики Сумида строились на основе решений Уосли, можно отметить, что больше всего конструктивно грузовики Сумида были похожи на колониальный вариант Кросслей или Гай, в том числе и 3-х осные Тип П (Type P). Стоит отметить, что все военные грузовики Сумида имели односкатную ошиновку задних осей, что было большим плюсом в проходимости по сравнению с обычной в то время двухскатной для задних осей.
-4

В 1932 году завод предложил морской пехоте броневик, который условно называют Тип 93 Kokusan. В начале 30-х годов было выпущено сразу несколько трехосных машин и, что бы избежать путаницы, машина условно названа, как принятая на вооружение в 1933 году. Для улучшения обитаемости бронекорпус, скопированный с английского образца, имел крышу пирамидальной формы, на которой устанавливалась круглая башня. Морская пехота имела узкую задачу - захват приморских городов и броневик получил ряд доработок для боев вообще в городах и в Шанхае в частности. Крыша пирамидальной формы, кроме увеличения обитаемости, позволяла скатываться гранатам брошенным из окон, а башня с установленным в шаровой установке пулеметом имела большой угол наклона, что позволяла стрелять по верхним этажам и крышам. В качестве основного вооружения сохранили пулемет Виккерс, который в отличие от использованного в Тип 90 в качестве основного пулемета тип 91, мог обеспечить длительное время высокую плотность огня. Если считать, что первым броневиком был Тип 90, то налицо после собственной попытки создать оригинальный бронекорпус, возврат к использованию английских идей.

-5
Главным визуальным отличием от других японских машин подобной компоновки служит именно башня и плоским лобовым листом с большим наклоном и дополнительные металлические колесики за передней осью для переезда препятствий. Вспомогательные пулеметы устанавливались в левом лобовом листе бронекорпуса и зенитный на крыше башни. Так же по пулемету устанавливалось в боковых листах в шаровых установках.
Два броневика Typ 93 вместе с японскими Виккерс-Крослей во время боев в Шанхае.
Два броневика Typ 93 вместе с японскими Виккерс-Крослей во время боев в Шанхае.

Все построенные броневики Тип 93 Kokusan использовались во время первого штурма Шанхая, который принципиально закончился вничью, но его итогом стал вывод из города китайских войск и размещение в нем японской морской пехоты для охраны японского и международного сеттльментов. Своего развития машина не получила, так и оставшись выпущенной малой серией. Массовой стала очень схожая бронемашина от конкурентов марки Сумида - фирмы Чиода (Type 92 Chiyoda), выпущенных серией в пару сотен машин для армейских подразделений.

-7

Источники:

https://tanks-encyclopedia.com/ww2/jap/Type_93_Kokusan.php

https://ikazuchisen.wordpress.com/naval-type-93-armored-car/

Авто
5,66 млн интересуются