День рождения Самарской набережной можно считать 3 мая(старый стиль) 1885 года. В этот день городская управа составила протокол и вот о чем шла в нем речь: «Сооружение набережной по берегу реки Волги существенно необходимо не только в хозяйственных, но и гигиенических целях города. Не говоря уже о том, что набережная в нынешнем виде представляет безобразное зрелище не благоустройств и беспорядка недостойного города Самары». Было составлено две сметы на сумму 90410 рублей, надо сказать очень внушительная по тем временам. В 1899-1901 году в Самаре была построена каменная подпорная стена ( Ульяновский спуск), эскиз был нарисован самарским архитектором А.А.Щербачевым. В 1890 году в городе напротив здания Самарского водопровода, разбили сквер. Из Красноглинского питомника были привезены 2000 деревьев. Однако возобновляются планы по благоустройству набережной начинается в 1935 году. В 1939 году была произведена очистка части берега. В 1940 году было начато строительство первой очереди набережной. Война прервала планы по строительству. В 50-х годах начинается основательная застройка и перепланировка всего города. Первая очередь набережной между улицами Некрасовской и Вилоновской строилась 1939-1940 г., 1954-1956г. Ее длина составила 1350 метров. За время строительства была возведена железобетонная подпорная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем. Гранитом были выложены лестницы. Высажены были сотни деревьев. В результате проведённых работ, горожане получили прекрасное место для отдыха и была укреплена береговая линия. Вторая очередь набережной между бассейном ЦСК и бывшим заводом КИНАП была построена в 1958-1961 годах, ее длина 1400 метров. Подпорная стена возводилась из сборного железобетона. Гранит использовали только для возведения лестниц, тумб и архитектурных форм. Бульвар шириной от 30 до 60 метров, включал в себя 7- метровые прогулочные аллеи, которые имели садовые диваны. Поперёк проходили проезды и проходы, ведущие вверх к жилым домам. Были предусмотрены зоны для тихого отдыха, зоны для занятия спортом и детского отдыха, зоны летнего кафе. Территория второй очереди была разбита на четыре сектора. Каждый имел свою цветовую гамму: диваны имели свой колер. Цветы и цветущие кустарники высаживались в соответсвующий цветовой сектор. Третья очередь расположена от улицы Некрасовской до Речного вокзала. Работы здесь начали вестись после того как был снесён старый Речной вокзал и было построено новое здание. Подпорная стена была оставлена старая из известняка. Здесь были проведены работы по разбиванию зеленого бульвара с дорожками и украсили территорию малыми архитектурными формами(автор М.А.Труфанов). В 1986 году была открыта четвёртая очередь набережной. Начинается она от КИНАП и продолжается до Силикатного оврага. Здесь достаточно крутой склон и поэтому набережная располагается на террасах. Главная достопримечательность стела «Ладья». Установлена была в том же 1986 году, к 400-летию города.(архитекторы И. Галахов и А.Янкин) Высота стелы порядка 20 метров. Сейчас это один из символов нашего города. В 2000-х годах все очереди набережной реконструировали: заменили асфальт на плитку, установили новые фонарные столбы, появились велодорожки и новые спортивные и детские площадки, песчаные пляжи выше всяких похвал. Также появились новые памятники. Горожане и гости Самары очень любят здесь проводить время летом. Кстати существует проект пятой очереди набережной. По плану здесь будут располагаться пляжная зона, место для прогулок. Парковочные места с эстакадой свяжут «Ладью» и улицу Лейтенанта Шмидта. Ну что ж, поживем, увидим. Продолжение следует...