Продолжаем нашу философскую тему о возможных путях развития России. Западники, они же условные "петербуржцы", в отличии от москвичей, были ориентированы на Европу. Но не потому что её ценности лучше наших, а потому что в рамках прогресса она шагнула дальше. Все происходящее в мире они видели в единой системе, и противостояние миров (западного и восточного) считали условным.
Есть один идеал: развитое общество, способное решить общечеловеческие проблемы, обеспечить всестороннюю свободу и достаток всем. Именно к этому должен двигаться мир. В пределах нашей страны нам лучше бы было не «изобретать велосипед», а активно пользоваться всеми благами и идеям Запада. Тезис «поздних» славянофилов о моральном упадке («загнивающий запад») не выдерживал с точки зрения западников никакой критики.
Их спор, со временем и правда потерявший былую тонкость и адекватности, превратился в массовом сознании в спор ватников и либералов (все-таки либерализм — изобретение запада). Но обе стороны хотели одного и того же: решения текущих проблем России. И что важно, они не закрывали глаза на эти проблемы , а признавали их — это нужно помнить, и этому следует учиться.
Также как и славянофилы, практически все представители западничества были литературными и научными мужами, выходцами из аристократических кругов.
Самая яркая фигурой среди западников, их «крестный отец» — Чаадаев Петр Яковлевич (тот самый из знаменитого стихотворения Пушкина; aka прототип Чацкого из "Горе от ума"). Христианский философ, каковым он себя сам именовал, был незаурядной личностью: критик русской действительности, участник Бородинской битвы, масон, официально сумасшедший. Кстати, с публикации его сочинения "Философические письма" (1836) и началось противостояние с славянофилами.
Интересно, что для западников был неприемлем революционный путь, и все, что касалось социализма, они отвергали. Свои идеи собирались продвигать только мирным путём — через образование и науку. В противовес крепостному праву они предлагали наёмный труд, выступали за свободное развитие промышленности по буржуазному образцу, - традиционные либерально-капиталистические ценности. В отличие от москвичей, конечно, Петра I очень уважали за "европеизацию" родины.
Что касается же государственного устройства — то, по мнению западников, Россия должна быть парламентской монархией. Горячо любимый славянофилами тезис о том, что прелесть России в её "особенности" и развиваться она должна по собственному пути, западниками критиковалась — по их мнению, излишняя обособленность и являлось главной причиной духовного и государственного распада.
Кто ближе вам — славянофилы или западники? Напишите в комментарии!
Чтобы знать об истории еще больше,
подписывайтесь на нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»