Найти тему

Владимир Перцов: "Не хамить и не фальшивить"

7 июля 1933 года родился художник, график, книжный иллюстратор Владимир Перцов.

"Я давно варюсь в котле оформительских, а потом и иллюстративных книжно-журнальных работ, - вспоминал он, - В детстве помогал маме — заливал краской контуры написанных ею букв. В школе постоянно делал всякие стенгазеты и даже прославился выпуском регулярных листков: "Календарь знаменательных дат" — заголовок, портрет, статья, иногда ещё рисунок какой-нибудь.

"Мороз Иванович", автор Владимир Одоевский, 1977
"Мороз Иванович", автор Владимир Одоевский, 1977
"Мороз Иванович", автор Владимир Одоевский, 1977
"Мороз Иванович", автор Владимир Одоевский, 1977
"Мороз Иванович", автор Владимир Одоевский, 1977
"Мороз Иванович", автор Владимир Одоевский, 1977

Первым учителем Перцова стал его родной дядя Владимир Голицын. "Вот это волшебство художника меня просто поразило, — вспоминал Владимир Валерьевич, — Я много рисовал, а дядя приговаривал: "Рисуй больше — художником станешь…""

"Солнечная сторона улицы", автор Леонид Сергеев, 1971
"Солнечная сторона улицы", автор Леонид Сергеев, 1971
"Солнечная сторона улицы", автор Леонид Сергеев, 1971
"Солнечная сторона улицы", автор Леонид Сергеев, 1971
"Солнечная сторона улицы", автор Леонид Сергеев, 1971
"Солнечная сторона улицы", автор Леонид Сергеев, 1971

После окончания Московского полиграфического института Перцова распределили в Гослитиздат, первые два года он занимал там должность технического редактора и хорошо изучил всю подноготную издательского процесса.

-8
-9
-10

Затем еще два года был художественным редактором в Госполитиздате. С 1960-го года Перцов начал выполнять заказы и для других издательств.

"Находчивый солдат", 1974
"Находчивый солдат", 1974
"Находчивый солдат", 1974
"Находчивый солдат", 1974
"Находчивый солдат", 1974
"Находчивый солдат", 1974

Вскоре сокурсник Перцова, главный художник журнала "Мурзилка" Юрий Молоканов, позвал его к себе в редакцию. "Там Молоканов создал очень сильный коллектив художников – петербуржцы: Лебедев, Конашевич, Васнецов, Чарушин, Курдов, москвичи: Рачев, Ермолаев, Шмаринов, Горяев, Маврина, вскоре Лемкуль и Митурич, яркими звездами там блистали Лосин и Монин, а также Чижиков, Скобелев, Елисеев".

"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985

"Я много рисовал в скверах, на улицах, во дворах детей, их особую пластику движений, стал рисовать и всякие детские спортивные игры. Лосин и Монин повели меня в издательство "Детский мир", им руководил хороший художник Иван Бруни, с которым я был немного знаком по семье Фаворских. Это издательство вскоре стало именоваться "Малыш", и я стал делать брошюры-книжки для детей".

"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985

В 1965 году Перцов получил большой заказ на оформление былины "Садко". "Я очень увлекся этой работой, поехал даже в Новгород, который был очень разрушен войной и советской властью, стал искать там какие-то реалии далекого прошлого.

"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985
"Былины", 1985

И представьте себе – нашел: огромную кучу снега (была зима), под которой, как мне объяснили работники музея, были развалины церкви XIV века, построенной богатым новгородским купцом, а тогда бывшим посадником "Сотко Сатинычем". Я тогда сразу решил, что это и был реальный Садко, я и теперь так думаю, который сам и сочинил эту замечательную былину, чтобы как-то объяснить происхождение своего богатства. Стало быть эта былина и рассказывает о Новгороде XIV века и нечего ее рядить в фантастические одежды.

"Садко", 1965
"Садко", 1965
"Садко", 1965
"Садко", 1965
"Садко", 1965
"Садко", 1965

Но и XIV век было найти в Новгороде тогда непросто, ведь русская история тогда начиналась с 1917 года. Эта книга, когда ее напечатали и иллюстрации были на выставке, произвели, пожалуй, фурор и они понравились и публике, и критикам, и художникам, и всякому начальству".

"Садко", 1965
"Садко", 1965
"Садко", 1965
"Садко", 1965

Перцов специализировался на исторических темах, с большим удовольствием иллюстрировал русские сказки, былины, стихи и песни. Он увлекался типографикой, придумывал шрифты и буквицы, писал их не только выполняя собственные заказы, но и помогая оформлять книги друзьям-художникам.

"На страже Руси", автор О. Тихомиров, 1983
"На страже Руси", автор О. Тихомиров, 1983

"…Обычно деньги мне за это какие-то платили, но помянуть хотя бы в выходных сведениях о моем участии забывали, и мои шрифты воспринимаются, как написанные самим художником – ну что ж, я и старался их так писать, чтобы казалось, что их написал сам художник. Особенно много я написал шрифтов Маю Митуричу, кажется к его стилистике мои шрифты особенно подходили".

"На страже Руси", автор О. Тихомиров, 1983
"На страже Руси", автор О. Тихомиров, 1983
"На страже Руси", автор О. Тихомиров, 1983
"На страже Руси", автор О. Тихомиров, 1983

А Митурич вспоминал о Перцове в свою очередь: "Яркий иллюстратор, вдумчивый, серьёзный рисовальщик, Перцов к тому же великолепно владеет шрифтом. Будучи добрым товарищем, он никогда не отказывает в помощи по части шрифта своим менее разносторонним друзьям.

"Федорино горе", автор Корней Чуковский, 1971
"Федорино горе", автор Корней Чуковский, 1971
"Федорино горе", автор Корней Чуковский, 1971
"Федорино горе", автор Корней Чуковский, 1971
"Федорино горе", автор Корней Чуковский, 1971
"Федорино горе", автор Корней Чуковский, 1971

Нельзя без восхищения наблюдать за тем, как Перцов рисует (именно рисует) свои буквы. Без эскиза, даже без предварительной разметки и обязательных линейки и угольника, вначале задумавшись, он водит в воздухе кисточкой или пальцем. Прицеливается. Слово, строку он может начать рисовать с середины, с конца. И становишься свидетелем подлинного чуда, когда кривоватые в отдельности буквы укладываются, благодаря чудесному ритмическому дару художника, в стройные звучные строки, органически связанные с предложенным ему изображением".

"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971

Всего Владимир Перцов проиллюстрировал более двух сотен книг, в том числе сказки о Петре I "Находчивый солдат", "Русские народные сказки", "Былины", "На страже Руси" Олега Тихомирова, былину "Садко", "Ваню Датского" Б. Шергина, "Слово о полку Игореве","Сказку о рыбаке и рыбке" и "Полтаву" А. С. Пушкина, "Мороза Ивановича" В. Ф. Одоевского, "Федорино горе" Корнея Чуковского, "Конька-Горбунка" Петра Ершова. Он также опубликовал несколько книг собственного авторства - рассказы о русских святых "Русские святые", путеводители по Подмосковью и соседним областям.

"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971

В своих рисунках Перцов часто использовал сложные многофактурные композиции, насыщал графику многочисленными деталями. И всегда очень ответственно подходил к достоверности исторического и этнографического материала.

"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971
"Секундочка", автор И. Шурко, 1971

Почти двадцать лет своей жизни художник посвятил преподаванию - он читал лекции в родном Полиграфическом и в Суриковском институтах. Много он работал и в станковой графике, был великолепным портретистом и пейзажистом.

"Ладьи плывут на север", автор Сергей Голицын, 1985
"Ладьи плывут на север", автор Сергей Голицын, 1985
"Ладьи плывут на север", автор Сергей Голицын, 1985
"Ладьи плывут на север", автор Сергей Голицын, 1985
"Ладьи плывут на север", автор Сергей Голицын, 1985
"Ладьи плывут на север", автор Сергей Голицын, 1985

Произведения Владимира Перцова представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

"Разговор с первым классом", автор Самуил Маршак, 1986
"Разговор с первым классом", автор Самуил Маршак, 1986
"Разговор с первым классом", автор Самуил Маршак, 1986
"Разговор с первым классом", автор Самуил Маршак, 1986
"Разговор с первым классом", автор Самуил Маршак, 1986
"Разговор с первым классом", автор Самуил Маршак, 1986

"Я художник детской книги — это живописец может себе позволить нравиться только себе или, может, ещё тому, кто купит его картину. Моя работа должна была понравиться сотням тысяч, всем.

"Чудесные часы", автор Елена Благинина, 1976
"Чудесные часы", автор Елена Благинина, 1976
"Чудесные часы", автор Елена Благинина, 1976
"Чудесные часы", автор Елена Благинина, 1976
"Чудесные часы", автор Елена Благинина, 1976
"Чудесные часы", автор Елена Благинина, 1976

Но я не хотел для этого делать что-то мне чуждое или претящее — я должен был быть интересным и увлекательным собеседником юным читателям, да и не только им. Быть на высоте современных проблем искусства — и в то же время внятным и нужным своей аудитории, не хамить и не фальшивить, но и не сюсюкать и не обманывать".

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.