Более известный по полицейским и фантастическим боевикам Энцо Кастеллари (в реальной жизни Энцо Джиролами) немало поработал над вестернами. Его кинематографический стиль украсил жанр рядом картин, которые если и не считаются выдающимися, то часто упоминаются критиками, как достижения.
“Несколько долларов за Джанго” (Few Dollars for Django, Pochi Dollari per Django)
1966
Сценарий: Мануэль Себарес/Тито Карпи
Оператор: Альдо Пенелли
Музыка: Карло Савина
Совместное производство Италия/Испания.
Обычно фильм приписывают испанскому режиссеру Леону Климовски, но Энцо утверждал, что на самом деле снимал его он. Точнее у проекта было два режиссера: с испанской стороны – Леон, с итальянской – Энцо. Продюсеры решили, что на титрах должен значиться уже опытный Климовски, а не безвестный новичок. Кто из двоих сколько и чего сделал для фильма – неизвестно.
По сюжету охотник за головами Джанго (Энтони Штефен) приезжает Мэйн Сити, чтобы найти грабителя Джима Нортона, но находит его брата близнеца Джорджа (Франк Волфф). Они объединяются против местного дельца Логана (Томас Мур), который пытается подмять под себя весть город. Неожиданный поворот от близнецов к борьбе с рэкетирами не идёт на пользу кинокартине. Она получилась банальной и предсказуемой.
“Расплата кровью” (Payment in Blood, Serre Winchester per un Massacro)
1968
Сценарий: Тито Карпи/Энцо Кастеллари
Оператор: Альдо Пенелли
Музыка: Франческо Де Маси
Производство Италия.
Это полноценный дебют Энцо Кастеллари как кинотворца. Он выступил не только как режиссер, но как соавтор сценария и актёр. Кроме того, одну из заметных ролей сыграл его брат Эннио Джиролами.
Сюжет типичен для приключенческих вестернов тех времен. Есть недобитый полковник конфедерат (Гай Мэдисон), который терроризирует мирный Техас в поисках сокровищ генерала Борегара. И есть агент ФБР (sic!) Стюарт (Эдд Бирнс), который должен остановить злодея. Их противоборство служит основой для множества трюков и перестрелок.
Следует отметить, что Эдд Бирнс, успешный американский телевизионный актер конца 50-х, прославившийся ролью детектива Куки в сериале “77 Sunset Strip”, пытался повторить путь Клинта Иствуда, снявшись в трех спагетти-вестернах, включая этот. Однако завоевать лавров ему не удалось.
“Любое оружие может играть” (Any Gun Can Play, Vado ... I'Ammazzo e Torno)
1968
Сценарий: Ромоло Джуеррери/Сауро Скаволини
Оператор: Джованни Бергамини
Музыка: Франческо Де Маси
Производство Италия.
Первый в итальянском кино пародийный спагетти-вестерн, пронизанный изящными ироническими нотками. Вторая попытка американского актёра Эдда Бирнса стать вестерн-звездой. Знаковый фильм, обозначивший поворот спагетти-вестернов в комедийную сторону.
Характерно, что кинолента начинается с того, что в городок въезжают трое: человек в пончо, напоминающий Клинта Иствуда, человек в черном, напоминающий Ли Ван Клифа, человек выглядящий как Джанго. Охотник за головами (Джордж Хилтон) расправляется со всеми меньше, чем за минуту.
“Убей их всех и возвращайся” (Kill Them All and Come Back Alone, Ammazzali Tutti e Torna Solo)
1968
Сценарий: Энцо Кастеллари/Хоакин Ромеро Эрнандес
Оператор: Алехандро Уллоа
Музыка: Франческо Де Маси
Совместное производство Fida (Италия) и Centauro (Испания).
Этот приключенческий фильм одет как типичный итальянский вестерн о мести. Солдат конфедерат (Чак Коннорс) совместно с сержантом армии Союза (Франк Волфф) и комендантом форта (Франко Читти) проворачивают грязное дельце. Им всё удаётся и тогда сержант и комендант убивают конфедерата. Точнее, думают, что они убили его. Солдат поднимается из могилы и встает на путь возмездия.
Типично для фильмов Энцо Кастеллари сюжет здесь нужен в основном для того, чтобы свести воедино трюки и перестрелки. Всё сделано изящно, кинолента смотрится на одном дыхании, и также быстро забывается.
“Джонни Гамлет” (Johnny Hamlet, Quella Sporcc1 Sroria nel West)
1968
Сценарий: Сержио Корбуччи/Энцо Кастеллари
Оператор: Анджело Филипини
Музыка: Франческо Де Маси, Алессандрони, Норха
Производство Daniano Film/Leone Film (Италия).
Фильм сделан по истории, написанной Сержио Корбуччи, использовавшего мотивы шекспировского “Гамлета”. Джонни (Андреа Джиордана) возвращается с гражданской войны и обнаруживает, что его отец мёртв, а мать вышла замуж за дядю Клода. Это выглядит подозрительно, и Джонни начинает расследование, которое приводит его на тропу мести.
Чрезвычайно атмосферная лента является одним из лучших фильмов Энцо Кастеллари. Ему удалось создать совершенно нетипичный спагетти-вестерн, который смотрится скорее, как готический ужас, а не стремительный боевик. Сцены на кладбище, призрак и разговорчивый могильщик добавляют впечатлений.
“Пришёл, увидел, застрелил” (I Came, I Saw, I Shot, Vado. Vedo e Sparo, переименован в I Tre Clze Sconvolsero il West)
1968
Сценарий: Огосто Финоччи/Энцо Кастеллари
Оператор: Алехандро Уллоа
Музыка: Карло Рустичелли/Бруно Николаи
Совместное производство D.S. Producciones (Италия) и Aspa (Испания).
Это непритязательная комедия о двух ворах: Эдвине (Франк Волфф) и Моше (Антонио Сабато). Они похищают 300000 долларов из банка Спригвуда. В погоню за ними бросается Клэй (Джон Сэксон), утверждающий, что он законный владелец денег. Троице приходится объединиться, когда появляется угроза в виде мексиканских бандитов.
Кинолента сделана очень слабо, видимо, на скорую руку. Один из худших опусов режиссера в жанре вестерна.
“Тедеум” (String of the West, Tedeum)
1972
Сценарий: Джованни Симонелли/Энцо Кастеллари/Тито Карпи
Оператор: Маноло Рохас
Музыка: Гвидо и Маурицио де Анжелис
Производство Италия.
Это история мошенников Джеклега (Джек Паланс), Вонючего Мануэля (Лайонел Стэндер) и его внука (Тимоти Брент), которые пытаются продать золотой прииск, где нет золота. Они попадают в забавные ситуации, преследуемые теми, кого обманули в прошлом.
По большому счету, это фильм ни о чём, просто фарс в вестерн антураже. Выглядит достаточно глупым, чтобы попасть в разряд худших работ режиссера.
“Луковичный Кольт” (Cipolla Colt)
1975
Сценарий: Сержио Донати/Лучано Винченцони
Оператор: Алехандро Уллоа
Музыка: Гвидо и Маурицио де Анжелис
Совместное производство Италия и ФРГ.
Это комедия о фермере, выращивающем лук на Диком Западе. Центрального персонажа играет Франко Неро. Ему приходится противостоять могущественному дельцу, желающему прибрать все окрестности городка к своим рукам.
Сюжет банален. Но это ещё полбеды. Фильм абсолютно нелогичен, местами непонятен, а экранные образы выглядят по большей части не смешными, а глупыми и скучными. Это тот случай, когда хорошие актёры не смогли спасти плохую сценарную основу. Многие критики считают фильм не только худшим у Энцо Кастеллари, но и худшим во всём жанре.
“Кеома” (Keoma)
1976
Сценарий: Луиджи Монтефиори
Оператор: Айс Паролини
Музыка: Гвидо и Маурицио де Анжелис
Совместное производство Ponchielli (Италия) и Uranos Cine (Испания).
В некоторых странах этот фильм был выпущен под названиями “Джанго снова в седле” (Франция) и “Великое возвращение Джанго” (ФРГ). Дело в том, что главную роль исполняет Франко Неро, и обстоятельства, в которых он оказывается, очень напоминают те, что были в оригинальном “Джанго”. Фильм гораздо больше подходит на звание сиквела знаменитого вестерна, чем все остальные киноленты с подобным персонажем.
Режиссеру удалось реализовать на экране готическую атмосферу, которая отлично ложится на сюжет о негодяе подминающем под себя добропорядочных людей, и пытающимся превратить городок в адское подворье. Отсутствие оригинальной фабулы не мешает фильму считаться одной из лучших работ Энцо Кастеллари.
“Джонатан друг медведей” (Jonathan of the Bears)
1994
Сценарий: Энцо Кастеллари/Лоренцо Де Лука
Оператор: Михаил Агранович
Музыка: Александр Беляев/Фабио Константино/Клайв Рич/
Совместное производство Италия и Россия.
Редкий вестерн, снятый на территории России в период, когда там были наиболее благоприятные условия для совместных постановок. К работе привлекались русские творческие кадры, и, если бы не свёртывание свобод и достижений 1991-го года во второе президентство Ельцина, фильм мог бы стать началом современного российского вестерностроения.
Сюжет строится вокруг беспроигрышной формулы – мести персонажа Франко Неро негодяям, убившим его семью. Противостояние Неро и Джона Сэксона – двух великолепных актёров – является несомненным украшением киноленты. В некоторых европейских странах фильм вышел в прокат как “Кеома 2”.
(с) Свен Железнов
Читайте также:
Все вестерны Сержио Леоне
Все вестерны Сержио Соллима
Все вестерны Сержио Корбуччи
Все вестерны Дуччо Тессари
Все вестерны Тонино Валери
Тайна рождения спагетти-вестерна