Найти в Дзене
Top Busters

История самого загадочого русского рэпера Babangida. Чем он был крут?

Babangida - История онлайн баттлов hip-hop.ru
Babangida - История онлайн баттлов hip-hop.ru

Рассказ про главного мистификатора русского рэпа, икону андеграунда и самого наижирнейшего интернет-тролля прошлого десятилетия - ну или главного трикстера русского рэпа если хотите - обитающего на главной на тот момент Интернет-площадке про хип-хоп.

Рассказ про MF DOOM'а российской эстрады. Человека, без которого, например, не появился бы Слава КПСС... Присаживайтесь поудобней, запасайтесь дизлайкометами и фейспалмометрами на случай, если я упущу какой-либо факт из Википедии.

babangida. Он же Бабан, Боб или мастер Капюшон. Главная, пожалуй, звезда нулевых форума hip-hop.ru. Настоящее имя, как подсказывают нам всезнающие интернеты - Александр Бакулин, что, впрочем, не имеет каких-либо задокументированных подтверждений. А даже если они и есть, то вряд ли это что-то меняет в нашем отношении к персонажу. Вот если бы настоящее имя было, скажем, Александр Бакульсон, тогда еще можно было на этом заострять внимание, поскольку первым аккаунтом, созданным Бабаном на форуме, его прославившем, был с именем небезызвестного политика Геббельса, главного пропагандиста нацистской Германии и ближайшего сподвижника сами понимаете кого.

Под этим никнеймом Бабангида успевает оставить на форуме ровно 800 сообщений, среди которых встречаются целые эссе. Из них мы узнавали, что Александр употребляет с 14 лет, его любимые писатели - Павич, Достоевский и Мураками, а любимый рэп-альбом - "Black Sunday" группы Cypress Hill. В феврале 2008 года доктор Г. отправляется в вечный бан, повторяя в какой-то степени судьбу своего прототипа. Но к этому времени уже давным-давно существует основной профайл, с именем, собственно, babangida.

Как сам Александр признается в одном из треков, эту кличку он получил еще в детстве, в честь футболиста Тиджани Бабангиды, игрока сборной Нигерии, основную часть карьеры проведшего в амстердамском Аяксе, и в футболке которого наш герой появлялся во дворе.

Что еще мы знаем про реальную личность Бабана? Дата рождения, 17 сентября 1981 года, указанная в обоих профайлах. Несколько фотографий, гуляющих по Интернету, чья подлинность ничем не подтверждена. Впрочем, точно также ничем и не опровергнута. Сам Боб утверждает, что по специальности он строитель, хотя в интернетах отчего-то бытует мнение, что он как-то связан с журналистикой (https://www.hip-hop.ru/forum/post1062496366-n629/). Место жительства - Калининград. Тут сомнений возникать не должно, этот факт неоднократно подтверждается в строках артиста. Останется только понять, можно ли этим строкам верить. Домашний адрес Бабангиды, который он сам же не единожды называет всем желающим задать ему личные вопросы при встрече (https://www.hip-hop.ru/forum/post1067489793-n77/ и https://www.hip-hop.ru/forum/post1062496416-n631/). Насколько известно, желающих приехать и вопросы задать так и не нашлось, ну или мы о них не знаем, например, по причине того, что Бабангида вроде как плотно занимался боксом.

Одна из немногих фотографий в Интернете, на которых как считается изображен Babangida
Одна из немногих фотографий в Интернете, на которых как считается изображен Babangida

Хотя в октябре 2018 спортивный журналист Дмитрий Егоров, к слову болельщик московского Спартака, публикует видео, в котором находится на Земельной улице города Калининграда и с помощью местных жителей вроде как подтверждает, что некий Александр Бакулин по этому адресу действительно проживает. Верить ли всем озвученным фактам и тот ли самый Бакулин с Земельной 4а записывал в сторублевый микрофон треки, которые спустя десять лет будет цитировать Слава КПСС в своих баттлах, пусть каждый решает сам. В конце концов мы не Versus Fresh Blood, чтобы копаться в чужой биографии, давайте поговорим про творчество.

А творчеству Бабангиды характерно огромное количество обсценной лексики (причем не просто мата, а именно что грубейших и самых вульгарных выражений и образов), коммунистические мотивы, регулярные отсылки к японской культуре, а также абсолютная нетерпимость к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации (а вместе с тем и обвинение в ней всех без исключения русских рэперов). Все это перемешивается с не менее огромным количеством сатиры, литературным отсылкам, жонглированием историческими событиям, а также неймдропингом (хотя я не уверен, что такое слово в 2004 году вообще существовало). При этом несмотря на общее сатирическое настроение, высмеивание всего рэп-сообщества, и довольно жесткие, если не сказать ультракрайние, политические высказывания, в биографии Бабангиды очень много лирических, по-настоящему пронзительных и депрессивных личных песен.

Свой рэп Бабан записывает в максимально дешевый микрофон, что позволяет с полной уверенностью утверждать - звучит он как настоящий андеграунд; не только по смыслу, но и по звуку. Неторопливый, порой монотонный стиль читки Бабангиды часто становится причиной низких оценок "за технику" во время судейства онлайн-баттлов. Вообще надо сказать, что судьи на баттлах почти всегда делились на два лагеря - те, кому стиль Боба "заходит", и те, кому нет, отчего очень часто можно было безошибочно ванговать судейские оценки в паре с участием Бабангиды.

Первый трек, по его же собственному заявлению, Бабангида записал 20 ноября 2001 года. Назывался он под стать образу (https://www.hip-hop.ru/forum/post357096-n8/). Ну а первый трек, презентованный на форуме - это кавер на песню "NTL" под названием "Жертва", Бабан сопровождает его примечанием "наркоман-стайл" (https://www.hip-hop.ru/forum/dr-goebbelz-zhertva-ntl-styob-cover-9248/). Трек записывается в измененном сознании вместе с другом под ником Baron von Dron и его братом.

Эксперимент судя по всему признается успешным и в течение следующих двух лет происходит становление собственного узнаваемого стиля. Пожалуй что трек "Рэп-говно" позволяет максимально ясно составить представление о том, каким этот стиль в итоге становится.

В апреле 2005 появляется сингл "Светлогорск" (по названию приморского городка в часе езды от Калининграда). На сингле присутствует фит с небезызвестным Витей СД, а заглавный трек полностью зачитан в так называемом стиле quasimoto - искусственно завышенным при записи голосом. Прием, позаимствованный у Madlib'а (а именно его сайд-проектом Quasimoto является) становится для Боба регулярной фишкой, к которой он прибегает на протяжении всего своего творчества.

В этом же 2005 Бабангида принимает участие в Шестом официальном баттле на hip-hop.ru. Весьма занимательным является интервью, которое Бабан дает в качестве участника баттла. В нем Бабангида подробно рассказывает о том, почему решил принять участие в турнире, а также историю возникновения слова "колготочники", которыми он нарек всех без исключения практически представителей русского рэпа со ST1M'ом на тот момент во главе (https://www.youtube.com/watch?v=ISZ7snSN4OM). Глядя на сегодняшних представителей жанра порой приходишь к мысли, что колготочники мало того, что никуда не делись, но и весьма успешно распространили свое влияние на культуру. Прости нас, Боб, мы все прое...

Шестой официальный заканчивается для Бабангибы в пятом раунде, когда он проигрывает Реми Марто. Бабан не выполняет условия раунда сделать сторителлинг, сдавая свой обычный трек с диссом на всех и вся, а его соперник, для которого победа над Бабангидой в итоге останется самым ярким пятном в рэп-карьере, делает песню с рифмами "секретутка"-"на клыка" и проходит дальше. По итогам баттла Боб запишет дисс на судей шестого официального, а также сдаст треки на первые раунды трех других онлайн-баттлов, в том числе и на 12-й независимый, после чего пропадет с музыкальных радаров почти на год.

Дело Боба тем не менее продолжает жить и в его отсутствие: в своем реванш-раунде по итогам окончания все того же шестого официального Noize MC посвящает Бабангиде значительную часть своего текста (https://www.youtube.com/watch?v=ENACMTzFRlE). После таких посвящений становится очевидно, что феномен Бабангиды окончательно закрепляется внутри рэп-культуры. На тот момент (да и сегодня, я думаю) вряд ли можно найти человека, увлеченного русским рэпом, кто не слышал бы этого имени. А сам феномен заключается в том, что эта самая популярность ограничивается исключительно рэп-тусовкой. Насколько персонаж Бабана является известным внутри рэп-комьюнити, настолько же его имя неизвестно тем, кто русским рэпом не увлечен. Это ли не есть истинный признак анеграундности исполнителя?

В 2007 мастер Капюшон возвращается в рэп-игру и начинает публиковать свои самые культовые песни, в числе которых "Бусидо", "Коба", "Вся правда о Юрии Куклачеве" и "Черный Властелин". В этот же период Боб принимает участие в альбоме группы Ленина Пакет "Гетто нелепых людей" (а затем и еще в трех последующих альбомах группы). Появляются разговоры о скором выпуске сольника.

В 2009 случается самый резонансный баттл с участием Бабана - 14-й независимый, в котором также принимает участие Оксимирон. С первых же раундов оба эмси взаимно задевают друг друга в своих треках и их столкновение в финале кажется самым вероятным и вместе с тем самым ожидаемым исходом баттла, но Окси неожиданно для многих проигрывает в полуфинале Честу. В итоге Бабангида берет баттл. Подробно о противостоянии Боба и Мирона в рамках 14 независимого можете посмотреть в видосах Тёмы Флекса или канала Russian Battle Rap, там подробно по раундам разложено кто что про кого читал. Не вижу смысла в данном случае повторяться.

В конце все того же 2009 Бабангида выпускает клип "Маска", который становится его визитной карточкой, максимально точно определяя творчество и отношение к шоу-бизнесу. Чен (тот самый, который "Делай Сам Продакшн") устраивает клипу презентацию на модном телеканале А-One, а по результатам голосования "Hip-Hop.Ru Awards" Babangida признан исполнителем года в русском рэпе, обойдя все того же Оксимирона.

В 2010 наступает лирический период творчества Бабангиды; не знаю, какие события происходят в жизни или душе Александра, но типичный Бабангида того времени начинает звучать под грустные биты РЖБ.

В этом же 2010 Бабан принимает участие вместе с Дядей Женей и Шеридан в командном баттле, где, впрочем, не особо проявляет свою заинтересованность и потенциально самая сильная и резонансная команда баттла выбывает уже в 4 раунде. При этом Боб в треке на четвертый раунд участия не принимает, а его сокомандники даже не могу ответить на вопрос, куда он пропал.

2011 год Боб встречает выпуском песен, чьи названия - "Огонь", "Вечная зима", "Пока горит свеча" - сами по себе уже настраивают на лиричный лад. Ну а затем Бабангида принимает участие в последнем на сегодняшний день официальном баттле hip-hop.ru, девятом по счету, где вместе с Рем Диггой, практически безраздельно царствует в таблице Юг. Третий раунд, чуть более чем полностью, посвященный евреям в русском рэпе, заставляет судью Дайма почти поверить, что за маской Бабангиды скрывается не кто иной как Ноггано. В четвертом раунде Бабан выдает неформатную для баттла лирику под минус малоизвестных поляков, хотя мозг до последнего пытается убедить себя, что это минус от Марата для Кухни запись (https://www.youtube.com/watch?v=Q-lX5ZOpA-k). Забавно, что в четвертом раунде решающий по сути голос с перевесом в один балл Бабану отдает как раз Фьюз с комментарием к треку "Добрая грусть. Двойными хорошо крутит".

Далее на пути к полуфиналу Бабангида побеждает в том числе виртуала Маэстро Эй-сида под ником Танго и виртуала Сеги из Анакондаз под ником Очередной МС. В полуфинале Бабангида проигрывает будущему победителю баттла, Лёве Re-Pac'у. На форуме по этому поводу подгорает множество пуканов, а мнение, что судьи, и в первую очередь Карандаш, продюсер альбомов Рэ-Пака были изначально настроены протащить в финал именно Лёву, бытует до сих пор. Справедливости ради стоит отметить, что в полуфинале Карандаш не судил, а голос за Рэ-Пака отдал даже Дядя Женя.

Так или иначе, в матче за третье место Бабангида побеждает очередного виртуала Эй-сида - Пирата Васю-Парохода. Сам раунд носит красноречивое название "Жертва системы". Этот трек слушатели признают лучшим треком всего баттла, за что Боба наградят айподом. Позже Бабан выиграет и голосование в номинации лучший исполнитель 2011 года на все том же hip-hop.ru.

В 2012 выходит долгожданный дебютный альбом под названием "Макаревич". Пластинка, разумеется, тут же становится на форуме событием года и, собственно, альбомом года. За большую часть музыки на "Макаревиче" отвечает Nuttkase, что добавляет альбому изрядную долю меланхолии и тоски. Темы все те же - сатира на русский рэп, стилизация под гэнгста, много личной лирики и антисемитизма. Еще один забавный факт - мастерингом "Макаревича" занимался Танир из Да Гудда Джаз. Ну и отдельного упоминания заслуживает шедевральная обложка.

Обложка альбома "Макаревич"
Обложка альбома "Макаревич"

"Макаревич" становится жирной точкой в творчестве Бабангиды, его вполне логическим завершением. Словно Тони Старк, прошедший свой путь в борьбе со вселенским злом, Бабан щелкает перчаткой и красиво уходит в вечность. В 2013 выйдет лишь одинокий фристайл, да пара треков с Pra(Killa'Gramm) и Ленина пакет. Все, что будет появляться позже - либо записи, сделанные до 2013, либо откровенный фейк людей, взломавших твиттер Бабана. Бабангида исчезает из рэпа, молча, по-английски, не делая по этому поводу каких-либо заявлений. Возможно, что это связано с частичным де-анноном персонажа, но, полагаю, все, что мастер капюшон хотел нам сказать - он сказал за эти десять лет.

Ну и что касается Гнойного и его любви к Бабангиде. Для начала просто послушайте отрывок из одного из старых треков Славы (https://www.youtube.com/watch?v=FLq0Hx4OBVs). Никого по стилю не напоминает? На протяжении всего существования участники Антихайпа не раз признавались в любви к Бабану и называли себя его последователями, а в 2016 на баттле с Эрнесто Заткнитесь Гнойный целый раунд зачитывает трек восьмого раунда 14 независимого от бабангиды, переделав в нем лишь имя соперника

В апреле 2018 Life.ru, а вместе с ним и еще ряд новостных порталов подхватывают твит Вити СД о смерти Бабангиды. Nuttkase, а вместе с ним и Ваня Айван из группы "Ленина пакет" слух о смерти Боба опровергают. Надо сказать, что тема смерти учителя появляется к тому времени в интернетах уже не единожды, но на этот раз она вызывает максимальный резонанс. Как бы то ни было, тема "КТО ТАКОЙ БАБАНГИДА?" на форуме hip-hop.ru скоро обзаведется седьмой частью, а в профиле бабана и по сей день оставляют призывы вернуться и устроить революцию в баттлах.

Последние на сегодняшний день публичное сообщение пользователь Бабангида оставлял на форуме 27 марта 2017 в теме обсуждения Алексея Навального. Станет ли фристайл 2013 последним треком Бабангиды или мы когда-нибудь еще услышим голос учителя - неизвестно. Но уже сегодня можно сказать точно - свой яркий след в русском рэпе Бабангида оставил навсегда. Если и есть рэпер, которого можно назвать "подземный" - то это именно он. Где бы ты ни было, спасибо, тебе Боб, за все те километры садового, что я нарезал под "Тень" и "Пусть говорят" в ушах. Это были крутые деньки.

Всем спасибо, цените свое время.

#hiphopru #17независимый #Babangida #oxxxymiron #онлайнбаттл #историябаттлов #ценитесвоевремя #СД #ДядяЖеня #RePac #St1m #NoizeMC #Маска #Макаревич #babangida #бабангида #6официальныйбаттл #14независимыйбаттл

Группа VK: https://vk.com/timebustersvk Телеграм: https://t.me/timebusters Твиттер: https://twitter.com/BustersTime