Наверняка, многие в детстве рассматривали балет не столько как вид танцевального искусства, а скорее как набор трюков. Особенно в части женского танца и способности девушек передвигаться, вращаться и стоять на кончике пальцев. Визуально, на самом деле, все так и выглядит. Балерина в какой-то странной обуви стоит на пальцах. Поднимите руки, кто не пытался в обычной обуви встать на пальцы и показать «балерину» в детстве. Вот то-то же.
Секрет на самом деле именно в устройстве обуви. Смех смехом, но это в некоторой степени колодки для стопы. Задача пуанта, так обхватить стопу в самой ее широкой части, чтобы передать вес танцовщицы по конструкции коробки (часто называется еще «стакан») на пятак, на котором собственно и балансирует исполнительница в танце. При этом самого пятака внутри обуви обычно только касаются самым/и длинными пальцами, но ни в коем случае не стоят на них всем весом (осознанно, разумеется).
Теперь все, наверняка, вспомнили картинки с окровавленными стопами балерин, обмотанными пластырями. Ранее, когда мешковина пуант заливалась достаточно грубо массой на основе гипса, стенки внутри были шероховатыми, а иной раз и вовсе с подтеками. А теперь представьте, что вот это вот счастье должно максимально плотно обхватить вашу ногу, а вам еще двигаться. Это больно, если бы не адреналин и норадреналин, которые глушат эти "сверхприятные" ощущения, кто бы вообще стал это оружие пыток одевать? К тому же, нога имеет свойство потеть, стакан от этого - деформироваться, соответственно стопа начинает передвигаться и трение о края стакана усиливается. Уф!!!! Тут вам и содранная кожа, и прочее. В общем, понятно... если уж мозоли с кровавыми пузырями бывают от хорошо сшитой обуви, что же говорить о пуантах. Но не то чтобы прогресс стоял на месте. Слава Богу, пуанты сейчас делают аккуратней. И повреждений кожи стопы стало значительно меньше. Прокладки внутрь тоже додумались делать из силикона и других деликатных материалов.
На что обращать внимание при выборе
Ранее пуанты отшивались при театрах по точным индивидуальным размерам, чтобы минимализировать ущерб балерины и предотвратить травмы. Сейчас же они доступны в профессиональных ателье, а также в розницу в специальных магазинах, которые предлагают широкую линейку по усредненным основным параметрам. У нас в России существует 4-е наиболее популярных бренда – Grishko®, R-CLASS, Sansha и Кибанов.
В отличии от обычной обуви танцевальная имеет свои характеристики:
а) Полнота – подразумевается ширина и высота стопы ( чаще всего введены понятия - узкая, широкая и пр). Речь идет именно о «стакане», в котором зажимается стопа.
б) Жесткость стельки – стелька имеет две функции. Во-первых, она способствует эластичному подъему на палец или вскакиванию; во-вторых, поддерживает стопы в удобном, подходящем для работы положении.
Жесткость у стелек существует разная, в зависимости от силы стопы: мягкие, средние и жесткие (внутри этих категорий введены подкатегории). Правильный выбор стельки также предотвращает преждевременный выход из строя пуант. На начальном уровне выбирают мягкие или средние, потом – только жесткие.
в) Форма стакана/коробки – квадратная, зауженная. Закрытость коробки/стакана тоже имеет немаленькое значение. Коробка бывает высокой и низкой, здесь выбор зависит от длины ваших пальцев. Суть в том, чтобы край выреза не впивался вам в стопу при подъеме на полупальцы.
г) Форма выреза и закрытость – часто V или округлый.
д) Размер пятака – средний, большой, маленький.
е) Колодка. Сейчас также выпускают пуанты с различной колодкой, которая имеет анатомический изгиб - разный свод и подъем (не у всех этот параметр указывается). Это не только визуально привлекательней, но и способствует поддержанию стопы и общему удобству.
Характеристики звучат несколько непривычно, но имеют ключевое значение при выборе специальной балетной обуви. Если человек уже танцует на пуантах, он давно определился со всеми этими параметрами, а также даже с моделью и маркой производителя.
Постановка ноги
В чем разница? Все просто. Работать на пуантах возможно только на полном пятаке со стремлением перейти к передней грани. Ладьевидная и таранная кости находятся над и кпереди от большого пальца.
Для красивой постановки стопы также важно организовать контролируемый "завал" в сторону большого пальца. Это возможно, если стопа приобрела "галочку".
Также помним, что на самом деле пальцы в пуантах вес тела нести не должны. Проваливаться в "коробку" и вставать на фалангу нельзя, касаться - можно.
Внимание
Когда новичок попадает в магазин для выбора обуви, ему недоступны проверки некоторых параметров.
1. Советую, взять уже поношенный пуант и проверить параметры по высоте стакана и вырезке. В магазине по понятным причинам не разрешается прожимать пуант.
2. Меряйте разную полноту, это основной параметр. Вы должны выбрать ту обувь в которой нога основательно «застревает».
3. Проверяйте, чтобы пяточная часть не спадывала с пятки. Однако берегитесь брать маленький размер.
Сколько служат пуанты
Еще немаловажная вещь – это срок эксплуатации. Давайте честно – пуанты штука не дешевая, поэтому нужно иметь понимание, сколько они могут «прожить».
Здесь все закономерно, но параллели с обычной обувью все равно проводить не стоит.
Если брать во внимание профессиональных танцовщиц, они даже в рамках одного спектакля могут сменить не одну пару пуант.
Что касается начинающих. На начальном уровне подготовки, работа на «пальцах» вводится обычно постепенно и занимает немного времени - 15-30 минут. За это время на основных упражнениях особо обувь вы не износите. Просто интенсивность не та. Если у вас стопа слабая, может хватить и на полгода, и на год регулярных занятий.
Если стопа сильная, высокий полупалец, сильный толчок, то не рассчитывайте больше чем на 1-2 месяца эксплуатации. Если к этому еще добавятся прогоны вариаций – забудьте даже о месяце.
Как понять, что пуант вышел из строя
У пуант существует 3-и основные причины выхода из строя, по которым заниматься в них становится невозможно (привожу только из ряда перечисленных производителей).
1. Пятак стал мягким.
2. Стакан потерял форму и вы проваливаетесь внутрь.
3. Сломалась стелька и больше не держит стопу.
Этим нельзя пренебрегать, если не хотите схлопотать проблемы с суставами в средне-длительной перспективе или просто травмироваться здесь и сейчас.
Может ли человек без подготовки танцевать в пуантах?
Однозначно - нет.
Многие смогут надеть пуанты и встать на пятак... Некоторые даже смогут при этом колени разогнуть. Еще меньшее количество сможет поддержать несколько секунды баланс, стоя на обеих ногах. Крупицы - смогут сделать пару шагов. На этом - все.
То есть, если вы хотели бы когда-нибудь сделать несколько слаженных красивых движений - это не за гранью фантастики, это реально. Просто предварительно следует укрепить мышцы стопы, голени и бедра. А также качественно поработать над растяжением сухожилий стопы. Собственно методика классического танца и предполагает сначала проведение уроков в мягкой балетной обуви для укрепления мышечного каркаса тела человека, а уже потом начинается работа на "пальцах".
Что касается детей, методика классического танца относит начало работы на пуантах к 9-10 годам. Физиология тоже говорит нам о том, что стопа должны быть сформирована к моменту таких испытаний. НЕ НУЖНО СТАВИТЬ НА ПУАНТЫ 6-7-ледних детей. Серьезно!
Для взрослого человека естественным ограничением могут стать проблемы со здоровьем и недостаточный мышечный тонус.