Найти в Дзене

Пуанты - красота и боль

Оглавление

Наверняка, многие в детстве рассматривали балет не столько как вид танцевального искусства, а скорее как набор трюков. Особенно в части женского танца и способности девушек передвигаться, вращаться и стоять на кончике пальцев. Визуально, на самом деле, все так и выглядит. Балерина в какой-то странной обуви стоит на пальцах. Поднимите руки, кто не пытался в обычной обуви встать на пальцы и показать «балерину» в детстве. Вот то-то же.

Секрет на самом деле именно в устройстве обуви. Смех смехом, но это в некоторой степени колодки для стопы. Задача пуанта, так обхватить стопу в самой ее широкой части, чтобы передать вес танцовщицы по конструкции коробки (часто называется еще «стакан») на пятак, на котором собственно и балансирует исполнительница в танце. При этом самого пятака внутри обуви обычно только касаются самым/и длинными пальцами, но ни в коем случае не стоят на них всем весом (осознанно, разумеется).

pinterest.ru
pinterest.ru

Теперь все, наверняка, вспомнили картинки с окровавленными стопами балерин, обмотанными пластырями. Ранее, когда мешковина пуант заливалась достаточно грубо массой на основе гипса, стенки внутри были шероховатыми, а иной раз и вовсе с подтеками. А теперь представьте, что вот это вот счастье должно максимально плотно обхватить вашу ногу, а вам еще двигаться. Это больно, если бы не адреналин и норадреналин, которые глушат эти "сверхприятные" ощущения, кто бы вообще стал это оружие пыток одевать? К тому же, нога имеет свойство потеть, стакан от этого - деформироваться, соответственно стопа начинает передвигаться и трение о края стакана усиливается. Уф!!!! Тут вам и содранная кожа, и прочее. В общем, понятно... если уж мозоли с кровавыми пузырями бывают от хорошо сшитой обуви, что же говорить о пуантах. Но не то чтобы прогресс стоял на месте. Слава Богу, пуанты сейчас делают аккуратней. И повреждений кожи стопы стало значительно меньше. Прокладки внутрь тоже додумались делать из силикона и других деликатных материалов.

SHARON C. MCGOVERN'S ARTWORK "Ballerina Feet" Ballerina feet tr.pinterest.com
SHARON C. MCGOVERN'S ARTWORK "Ballerina Feet" Ballerina feet tr.pinterest.com

На что обращать внимание при выборе

Ранее пуанты отшивались при театрах по точным индивидуальным размерам, чтобы минимализировать ущерб балерины и предотвратить травмы. Сейчас же они доступны в профессиональных ателье, а также в розницу в специальных магазинах, которые предлагают широкую линейку по усредненным основным параметрам. У нас в России существует 4-е наиболее популярных бренда – Grishko®, R-CLASS, Sansha и Кибанов.

В отличии от обычной обуви танцевальная имеет свои характеристики:

а) Полнота – подразумевается ширина и высота стопы ( чаще всего введены понятия - узкая, широкая и пр). Речь идет именно о «стакане», в котором зажимается стопа.

б) Жесткость стельки – стелька имеет две функции. Во-первых, она способствует эластичному подъему на палец или вскакиванию; во-вторых, поддерживает стопы в удобном, подходящем для работы положении.

Варианв стелек Гришко
Варианв стелек Гришко

Жесткость у стелек существует разная, в зависимости от силы стопы: мягкие, средние и жесткие (внутри этих категорий введены подкатегории). Правильный выбор стельки также предотвращает преждевременный выход из строя пуант. На начальном уровне выбирают мягкие или средние, потом – только жесткие.

в) Форма стакана/коробки – квадратная, зауженная. Закрытость коробки/стакана тоже имеет немаленькое значение. Коробка бывает высокой и низкой, здесь выбор зависит от длины ваших пальцев. Суть в том, чтобы край выреза не впивался вам в стопу при подъеме на полупальцы.

г) Форма выреза и закрытость – часто V или округлый.

д) Размер пятака – средний, большой, маленький.

е) Колодка. Сейчас также выпускают пуанты с различной колодкой, которая имеет анатомический изгиб - разный свод и подъем (не у всех этот параметр указывается). Это не только визуально привлекательней, но и способствует поддержанию стопы и общему удобству.

Характеристики звучат несколько непривычно, но имеют ключевое значение при выборе специальной балетной обуви. Если человек уже танцует на пуантах, он давно определился со всеми этими параметрами, а также даже с моделью и маркой производителя.

Постановка ноги

Правильно
Правильно
Неправильно
Неправильно

В чем разница? Все просто. Работать на пуантах возможно только на полном пятаке со стремлением перейти к передней грани. Ладьевидная и таранная кости находятся над и кпереди от большого пальца.

-7

Для красивой постановки стопы также важно организовать контролируемый "завал" в сторону большого пальца. Это возможно, если стопа приобрела "галочку".

Также помним, что на самом деле пальцы в пуантах вес тела нести не должны. Проваливаться в "коробку" и вставать на фалангу нельзя, касаться - можно.

Внимание

Когда новичок попадает в магазин для выбора обуви, ему недоступны проверки некоторых параметров.

1. Советую, взять уже поношенный пуант и проверить параметры по высоте стакана и вырезке. В магазине по понятным причинам не разрешается прожимать пуант.

2. Меряйте разную полноту, это основной параметр. Вы должны выбрать ту обувь в которой нога основательно «застревает».

3. Проверяйте, чтобы пяточная часть не спадывала с пятки. Однако берегитесь брать маленький размер.

Сколько служат пуанты

Еще немаловажная вещь – это срок эксплуатации. Давайте честно – пуанты штука не дешевая, поэтому нужно иметь понимание, сколько они могут «прожить».

Здесь все закономерно, но параллели с обычной обувью все равно проводить не стоит.

Если брать во внимание профессиональных танцовщиц, они даже в рамках одного спектакля могут сменить не одну пару пуант.

Что касается начинающих. На начальном уровне подготовки, работа на «пальцах» вводится обычно постепенно и занимает немного времени - 15-30 минут. За это время на основных упражнениях особо обувь вы не износите. Просто интенсивность не та. Если у вас стопа слабая, может хватить и на полгода, и на год регулярных занятий.

Если стопа сильная, высокий полупалец, сильный толчок, то не рассчитывайте больше чем на 1-2 месяца эксплуатации. Если к этому еще добавятся прогоны вариаций – забудьте даже о месяце.

Как понять, что пуант вышел из строя

У пуант существует 3-и основные причины выхода из строя, по которым заниматься в них становится невозможно (привожу только из ряда перечисленных производителей).

1. Пятак стал мягким.

2. Стакан потерял форму и вы проваливаетесь внутрь.

3. Сломалась стелька и больше не держит стопу.

Этим нельзя пренебрегать, если не хотите схлопотать проблемы с суставами в средне-длительной перспективе или просто травмироваться здесь и сейчас.

Может ли человек без подготовки танцевать в пуантах?

Однозначно - нет.

Многие смогут надеть пуанты и встать на пятак... Некоторые даже смогут при этом колени разогнуть. Еще меньшее количество сможет поддержать несколько секунды баланс, стоя на обеих ногах. Крупицы - смогут сделать пару шагов. На этом - все.

То есть, если вы хотели бы когда-нибудь сделать несколько слаженных красивых движений - это не за гранью фантастики, это реально. Просто предварительно следует укрепить мышцы стопы, голени и бедра. А также качественно поработать над растяжением сухожилий стопы. Собственно методика классического танца и предполагает сначала проведение уроков в мягкой балетной обуви для укрепления мышечного каркаса тела человека, а уже потом начинается работа на "пальцах".

Что касается детей, методика классического танца относит начало работы на пуантах к 9-10 годам. Физиология тоже говорит нам о том, что стопа должны быть сформирована к моменту таких испытаний. НЕ НУЖНО СТАВИТЬ НА ПУАНТЫ 6-7-ледних детей. Серьезно!

Для взрослого человека естественным ограничением могут стать проблемы со здоровьем и недостаточный мышечный тонус.