Почему же поэзия, книги, литература в современном обществе уходит на второй план? Почему же, так или иначе, нет новых авторов, нет писателей, нет поэтов, нет мысли? Может, мы просто перестали замечать всё это? Или же во всём мире наступил единый Железный век? Давайте разбираться...
Зачем нам нужен стих?
Многие говорят о стихе, однако само это явление пока еще не определено с должной конкретностью. Пора разобраться в нем, уяснить его цель, его природу, его строение, его проявление, однако сделать это не так-то уж и просто. И, прежде всего, нужно решить вопрос: в чем цель стиха, зачем слагаются стихи, почему человек не мог удовлетвориться только прозаическим искусством слова?
Обратимся к истории стиха, к его истокам. Можно смело утверждать, что стих рождается вместе с искусством слова, как таковым. Точнее говоря, искусство слова только и могло родиться в более или менее очевидной ритмической форме.
Вначале всё словесное искусство было прозаическим, а потом уже чуть позже выработалась другая форма — стихотворная. Характерно, что даже и теперь еще, стремясь определить понятие «проза», люди — в том числе и теоретики литературы — определяют ее «через стих», указывая на ее отличия.
«Проза — художественное произведение, изложенное обычной, свободно организованной, а не мерной, стихотворной речью...» Конечно, это определение несовершенно, ибо оно, в сущности, сводится к тезису: проза — это не стихи. Но закономерна сама их распространенность. Проза окончательно сложилась сравнительно недавно, и в ней до сих пор, вольно или невольно, видят своего рода исключение, отклонение от стиха. Разумеется, люди всегда говорили и писали прозой; но когда наши далекие предки ставили перед собой цель создать произведение словесного искусства, они неизбежно так или иначе ритмиризовали речь, придавали ей стихотворную форму или хотя бы форму ритмической прозы (в которой речь слагается из соразмерных отрезков, разделенных паузами, и включает в себя различного рода созвучия, синтаксические повторы, симметричные интонационные приемы).
Так, например, произведения древнерусского искусства слова: «Слово о полку Игореве», «Повесть о приходе Батыя на Рязань» и другие предстают как проза только для поверхностного взгляда, и, прежде всего потому, что они записаны как проза, без разделения на строчки, на отдельные стихи (так тогда было принято записывать — уже хотя бы в силу дороговизны древней бумаги — пергамента). Но чаще всего эти произведения нетрудно разбить на естественно выделяющиеся стихотворные строки или же соразмерные отрезки ритмической прозы.
Важно иметь в виду, что собственно художественные произведения древнерусской словесности создавались не столько для чтения, сколько для исполнения вслух. Запись текста выступала как своего рода ноты, по которым воссоздавалось реальное, то есть звучащее, бытие произведения. Иначе и невозможно объяснить ритмическую природу, она трудно создавалась, но легко запоминалась и передавалась через поколения, и, тем самым, совершенствовалась. Совершенствовался и язык. Он становился разнообразным, ритмичным, доступным и покорным.
Нужна ли поэзия сегодня?
Конечно нужна, ведь прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановиться и вдуматься. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли. Детство, учёба, работа, достижения, воспитание детей, смерть. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном — для чего мы всё это делаем.
Стихотворения всегда отражают какой-то определенный временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются ответить на них?
Любые стихи, даже самые нейтральные по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: «Да!»
Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.
Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис — это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем — и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.
Главная проблема современной поэзии.
Поэзия — стала более доступным языком для многих. В этом и кроется проблема современной поэзии. Это немного её обесценило. Сейчас уже никто не смотрит с благоговением на классиков, всё больше осуждают их за сложную подачу морали, а в нынешнем обществе потребления поэзия и вовсе не является чем-то востребованным. Печатают её неохотно. Распространяется она только среди тех же пишущих. Но сходные проблемы испытывают и другие виды искусства. Поэзия востребована только в среде пишущих, в основном. Чтобы распространить поэзию на более широкий круг людей, нужно привить у людей любовь к чтению вообще.
Сейчас нет пропаганды искусства, как было раньше. Хотя многие воспротивиться и спросят: «А зачем она вообще нужна, ведь гораздо важнее научный прогресс?» Да, возможно, но и научный прогресс сейчас идет не слаженно, нет той же пропаганды научной деятельности, особенно в нашей с вами стране. Сейчас пропадает интерес к литературе, но не думаю, что он пропадёт навсегда, этого не будет. Поэзия увядает. Это жизненная цикличность, это нормально. Поэзия умереть не может, она вечна. Ночь самая тёмная перед рассветом. Сейчас ночь настолько тёмная, что даже не верится, что когда-нибудь настанет рассвет. Но мы же все знаем, что он будет. Поэтому сидим, ждём. Когда оно заново начнётся, тогда мы приступим с новыми силами и опытом. И, скорее всего, это уже будет другая форма подачи поэзии. Новый виток в истории человечества...
Благодарю вас, уважаемые читатели за проявленный интерес к данной статье! Комментарии, лайки, подписка на канал приветствуются. Вас ожидает много интересного!