Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

"Песняры" в 1974 году

-2

Весной 1974 года вышел в свет второй диск-гигант ансамбля «Песняры». Альбом получился немного разностильным, ведь песни для него записывались в разное время и разными составами в паузах между гастролями. Тем не менее успех пластинки был абсолютным, настолько она была ожидаема и желанна. Популярность альбома во многом определило то, что на нем присутствовал один из шедевров 70-х – песня И.Лученка и А.Кулешова «Олеся». И хотя эта композиция уже выходила на миньоне, диск-гигант для советских меломанов имел гораздо большее значение, чем маленькая пластиночка. «Олеся» - это простая, но в то же время пронзительная история любви. У многих мальчишек и девчонок поколения 70-х диск с этой песней был затерт, что называется, до дыр от многократного прослушивания.

Также на диске был записаны новые обработки народных песен «На что бабе огород», «И здесь гора, и там гора», «Стоит верба», «Парень пашню пашет», а также – авторские композиции «Наследство» (И. Лученок – Я. Купала), «Сережки» (В. Мулявин – М. Танк), «Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин – Я. Колас), «Черные очи» (В. Зинкевич – Я. Купала) и «Розы цвет» (В. Мулявин – И. Скурко).

Летом ансамбль принял участие в съёмках музыкальной комедии «Ясь и Янина» (режиссер Юрий Цветков). Это был забавный фильм про то, как студенты-стройотрядовцы приехали летом работать на строительстве фермы. Под аккомпанемент студенческого ансамбля, в роли которого и выступили «Песняры», происходят разные лирические приключения.

Специально для этого фильма «Песняры» записали несколько песен: «Жили-были» (Э. Ханок - М. Пляцковский, солист А. Кашепаров), «Как же мне в любви своей признаться» (В. Мулявин - Л. Тышко, солист В. Мулявин), «Ты моя отрада» (Э. Ханок - В. Боков), «Сваты едут» (белорусская народная песня, солист А. Кашепаров), «Заболела голова» (белорусская народная песня, солист А. Демешко), «Ночь Купалы» (В. Мулявин - Л. Тышко, солист Л. Борткевич), «Терница-девица» (белорусская народная песня), «Проводы» (белорусская народная песня), а также сделали в новой прифанкованной аранжировке свой старый хит «Косил Ясь конюшину».

Осенью ансамбль закончил работу над чудесной джаз-роковой композицией «Перепёлочка». Владимир Николаев вспоминал, что премьера «Перепёлочки» состоялась на Байконуре: «Очень хотелось устроить премьеру «Перепёлочки» именно там, поэтому репетировали даже ночами. И успели...

Нас там ждали давно, поэтому и пробыли мы несколько дней. Встречались с ветеранами и теми, кто только готовился к полетам, побывали на космодроме, хотели посмотреть своими глазами на запуск космического корабля, но нас отговорили, потому что после этого мы стали бы «невыездными»...»*

Байконур
Байконур

В «Песняры» тогда ненадолго вернулся скрипач Валентин Бадьяров. Именно он сыграл соло на скрипке в песне «Перепелочка». «Мулявин мне однaжды скaзaл, - рассказывал Валентин Бадьяров, - что во вступлении к песне «Перепелочкa» он слышит большое скрипичное соло. И все, просто соло. Больше не было скaзaно ничего. Пришлось мне сaмому писaть это соло, исходя из звучaния всего произведения в целом. Снaчaла оно получилось слишком длинным, и я его постепенно от концертa к концерту сокрaщaл до минимальных рaзмеров. И в этом случaе Mулявин деликатнo в творческий процесс не вмешивaлся, предостaвляя мне полную свободу»**.

Из Байконура «Песняры» отправились на концерты в Душанбе, где музыкантов поджидало непредвиденное ЧП.

Владимир Николаев рассказывает: «Во время концерта в композиции «Ванька-встанька» - о борьбе русских с ханом Батыем - в самый кульминационный момент, когда грохнули ударные и шарахнула бас-гитара, сцена вдруг закачалась, а зрители вскочили со своих мест и бросились на выход. «Ничего себе эффект!» - не успел подумать я, как наш администратор замахал из-за кулис руками и заорал: «Бегом! Землетрясение!» В то же мгновение мы увидели, как по стене зала пошли трещины, и тут же ретировались со сцены. Концерты потом были отменены, но ни аппаратура, ни инструменты, слава Богу, не пострадали».

_____

*Фрагменты книги В.Николаева опубликована на официальном сайте ансамбля "Песняры"

**Валентин Бадьяров рассказывал, что спустя несколько лет, когдa он уже был художественным руководителем ансамбля «Сябры», два коллектива встретились в студии фирмы «Мелодия», Мулявин попросил по старой памяти зaписaть скрипичное соло к «Перепелочке». Бадьяров, занятый собственным проектом, это соло уже нaпрочь зaбыл, поэтому ему пришлось в спешном порядке сочинить новое соло, выучить его и тут же зaписaть нa «Mелодии». Это соло и звучит нa зaписи.