Найти тему
Алексей Марков

Адреналиновый тур в Шатур

Записки проводника

Село Шатур. Мост через реку Поля
Село Шатур. Мост через реку Поля

Вообще-то Шатур не был единственной целью нашего путешествия. Но, несомненно оказался самоё трудной его точкой. В целом же мы выехали осмотреть остатки трёх древних мегалитических комплексов. Но к двум другим точкам – сёлам Саввино и Кривандино, подъехать можно по асфальту, поэтому подробно о них в этом материале я писать не буду.

В лесу у Змеиного камня
В лесу у Змеиного камня
Змеиный камень. Обычно в это время воды вокруг камня нет.
Змеиный камень. Обычно в это время воды вокруг камня нет.
Летние грозы с ураганами значительно повлияли на состояние лесных дорог
Летние грозы с ураганами значительно повлияли на состояние лесных дорог

Предкрайний раз я водил группу по тропе «Пять мостов» от Змеиного камня в заброшенное село Шатур лет пять назад. Мосты – гати из гнилых брёвен – были ещё в удовлетворительном состоянии, снега не было, болота чуть подмёрзли, в группе были только взрослые. А главное – был цел построенный методом народной стройки мост через Полю. Короче, проскочили мы тогда эти восемь километров туда и обратно на одном дыхании. По-моему, даже в туристических ботинках. Поэтому я без особых колебаний пообещал провести группу Раменского отделения Русского Географического общества по этой тропе. Чуть беспокоила мысль о сильных дождях, прошедших недавно и смутная информация о повреждённом паводками мосте через Полю. На всякий случай посоветовал надеть резиновые сапоги и взять с собой плотницкий инструмент с верёвками. Думал, что пятеро опытных мужиков разрушенный пролёт моста метра в 3-4 заделают легко.

Выехали утром 2 июля 2020 года из Егорьевска на 4 внедорожниках. Я ехал в головном УАЗе Патриоте. Страшную низину у деревни Сабанино проскочили легко. Водитель УАЗа Дмитрий выбрал правильную тактику езды по разрушенной колее и самым глубоким лужам на дороге избегая при этом объезда по предательски ровным луговинам.

У Змеиного камня нас поджидала первая засада – ветролом. Три пропила, два объезда решили эту небольшую проблемку. К началу тропы «Пять мостов» пришли в полном составе.

Начало пути по болотам
Начало пути по болотам
Эта протока не широка, но глубока. При падении можно напороться на острый кол.
Эта протока не широка, но глубока. При падении можно напороться на острый кол.

На краю первого болота девушкам в принудительном порядке дал в руки слеги, чтобы нащупывать, куда наступать. Если отказывались - напоминал о судье Лизы Бричкиной из фильма «А зори здесь тихие». Первое болото неглубокое, но противное. Глубже чем по пояс не провалишься, но уж очень широкое и тропы заметной нет. Повёл немного в обход и завёл людей в чащу. Они стали терять в жиже обувь. Притворился, что знаю, куда веду. К счастью, по компасу и солнышку скоро выползли на остатки тропы. Остальные четыре болота - это просто заболоченные протоки. Очень глубокие, но не широкие. Идти между ними по остаткам старинной дороги вполне комфортно. Когда-то посреди болот здесь даже была насыпь. Где-то прямо, где-то в обход пересекли две протоки. На четвёртой меня ждала засада. Берёзовое бревно, казавшееся частью гати, просто плавало в воде. Провалился по шейку я быстро, но и достали меня быстро тоже. Камеру в сумке даже намочить сильно не успел. Но мобильник, конечно, замолк до вечера. Зато остальным показал, как делать не нужно и палочкой надо везде тыкать. Одежу выжал и пошёл дальше. На улице +30, даже приятно. Но зимой, на расстоянии 3 км от ближайшей машины, и без смены сухого белья была бы печалька.

Эта гать очень коварна. Шаг вправо или влево - три метра чёрной жижи
Эта гать очень коварна. Шаг вправо или влево - три метра чёрной жижи

Переползли через пятую протоку (она же старица реки Поли) и, о ужас, увидели, что мост через речку восстановлению нашими силами не подлежит. Три рухнувших пролёта нам не заделать никак.

Река Поля. В этот брод никто сунуться не решился. Поехали 60 километров в объезд.
Река Поля. В этот брод никто сунуться не решился. Поехали 60 километров в объезд.

Вот он, вожделенный Шатур, обитель змеиного бога! Из-за кустов видна даже крыша крайнего дома… Ан хрен вам! Пожалте четыре километра назад по болотам и ещё 60 в объезд. Так хоть бы один боец или боевая подруга сказали нет! Все как один рванули по северному маршруту. По пути искупались в Белом Бордуковском озере, посмотрели на мегалиты Кривандино и вечером всё-таки прорвались в Шатур через деревню Горки.

Сохранившаяся колокольня Никольского храма - символ Шатура
Сохранившаяся колокольня Никольского храма - символ Шатура
В этой бане мыться можно только днём. Электричества в Шатуре нет.
В этой бане мыться можно только днём. Электричества в Шатуре нет.
После дождей этот плот - единственное средство сообщения шатурян с Большой землёй
После дождей этот плот - единственное средство сообщения шатурян с Большой землёй

Кстати, Шатур сейчас вполне заселён. Летом здесь живут не менее пяти семей. Местные даже любезно показали нам старинный, выложенный камнем колодец, предварительно взяв с нас обещание, что мы туда не будем плевать. Как они добираются сюда – большой вопрос. На реке мы нашли утлый плотик, перевязанный цветной ленточкой. Неужели на нём?!

Выводы на 4 июля 2020 года:

1. От Сабанино до Змеиного камня на хорошем внедорожнике добраться можно. Завал у камня расчищен, есть где припарковаться и развернуться.

2. Тропа «Пять мостов». Забудьте о любом транспорте за исключением велосипеда и самоката. Последние будете главным образом тащить на себе. Следов квадроциклов (раньше были) больше не видно.

3. Мост через Полю. Разрушен и непреодолим. Сухого леса на плот нет. Надувная лодка с риском её пропороть – единственное решение проблемы. Переплыть или перейти – решение сомнительное. Состояние дна непонятно. Глубина неизвестна. В мутной воде могут быть брёвна с гвоздями и скобами.

4. С севера, от Горок проехать на хорошем внедорожнике можно. Лужи страшные и глубокие.