Записки проводника
Вообще-то Шатур не был единственной целью нашего путешествия. Но, несомненно оказался самоё трудной его точкой. В целом же мы выехали осмотреть остатки трёх древних мегалитических комплексов. Но к двум другим точкам – сёлам Саввино и Кривандино, подъехать можно по асфальту, поэтому подробно о них в этом материале я писать не буду.
Предкрайний раз я водил группу по тропе «Пять мостов» от Змеиного камня в заброшенное село Шатур лет пять назад. Мосты – гати из гнилых брёвен – были ещё в удовлетворительном состоянии, снега не было, болота чуть подмёрзли, в группе были только взрослые. А главное – был цел построенный методом народной стройки мост через Полю. Короче, проскочили мы тогда эти восемь километров туда и обратно на одном дыхании. По-моему, даже в туристических ботинках. Поэтому я без особых колебаний пообещал провести группу Раменского отделения Русского Географического общества по этой тропе. Чуть беспокоила мысль о сильных дождях, прошедших недавно и смутная информация о повреждённом паводками мосте через Полю. На всякий случай посоветовал надеть резиновые сапоги и взять с собой плотницкий инструмент с верёвками. Думал, что пятеро опытных мужиков разрушенный пролёт моста метра в 3-4 заделают легко.
Выехали утром 2 июля 2020 года из Егорьевска на 4 внедорожниках. Я ехал в головном УАЗе Патриоте. Страшную низину у деревни Сабанино проскочили легко. Водитель УАЗа Дмитрий выбрал правильную тактику езды по разрушенной колее и самым глубоким лужам на дороге избегая при этом объезда по предательски ровным луговинам.
У Змеиного камня нас поджидала первая засада – ветролом. Три пропила, два объезда решили эту небольшую проблемку. К началу тропы «Пять мостов» пришли в полном составе.
На краю первого болота девушкам в принудительном порядке дал в руки слеги, чтобы нащупывать, куда наступать. Если отказывались - напоминал о судье Лизы Бричкиной из фильма «А зори здесь тихие». Первое болото неглубокое, но противное. Глубже чем по пояс не провалишься, но уж очень широкое и тропы заметной нет. Повёл немного в обход и завёл людей в чащу. Они стали терять в жиже обувь. Притворился, что знаю, куда веду. К счастью, по компасу и солнышку скоро выползли на остатки тропы. Остальные четыре болота - это просто заболоченные протоки. Очень глубокие, но не широкие. Идти между ними по остаткам старинной дороги вполне комфортно. Когда-то посреди болот здесь даже была насыпь. Где-то прямо, где-то в обход пересекли две протоки. На четвёртой меня ждала засада. Берёзовое бревно, казавшееся частью гати, просто плавало в воде. Провалился по шейку я быстро, но и достали меня быстро тоже. Камеру в сумке даже намочить сильно не успел. Но мобильник, конечно, замолк до вечера. Зато остальным показал, как делать не нужно и палочкой надо везде тыкать. Одежу выжал и пошёл дальше. На улице +30, даже приятно. Но зимой, на расстоянии 3 км от ближайшей машины, и без смены сухого белья была бы печалька.
Переползли через пятую протоку (она же старица реки Поли) и, о ужас, увидели, что мост через речку восстановлению нашими силами не подлежит. Три рухнувших пролёта нам не заделать никак.
Вот он, вожделенный Шатур, обитель змеиного бога! Из-за кустов видна даже крыша крайнего дома… Ан хрен вам! Пожалте четыре километра назад по болотам и ещё 60 в объезд. Так хоть бы один боец или боевая подруга сказали нет! Все как один рванули по северному маршруту. По пути искупались в Белом Бордуковском озере, посмотрели на мегалиты Кривандино и вечером всё-таки прорвались в Шатур через деревню Горки.
Кстати, Шатур сейчас вполне заселён. Летом здесь живут не менее пяти семей. Местные даже любезно показали нам старинный, выложенный камнем колодец, предварительно взяв с нас обещание, что мы туда не будем плевать. Как они добираются сюда – большой вопрос. На реке мы нашли утлый плотик, перевязанный цветной ленточкой. Неужели на нём?!
Выводы на 4 июля 2020 года:
1. От Сабанино до Змеиного камня на хорошем внедорожнике добраться можно. Завал у камня расчищен, есть где припарковаться и развернуться.
2. Тропа «Пять мостов». Забудьте о любом транспорте за исключением велосипеда и самоката. Последние будете главным образом тащить на себе. Следов квадроциклов (раньше были) больше не видно.
3. Мост через Полю. Разрушен и непреодолим. Сухого леса на плот нет. Надувная лодка с риском её пропороть – единственное решение проблемы. Переплыть или перейти – решение сомнительное. Состояние дна непонятно. Глубина неизвестна. В мутной воде могут быть брёвна с гвоздями и скобами.
4. С севера, от Горок проехать на хорошем внедорожнике можно. Лужи страшные и глубокие.