Так уж сложилось, что Переславль с самого своего основания стал полем для религиозных баталий. Сначала христианства с язычеством, а потом и православия со стригольничеством (стригольники - от слова "стричь", потому что основателем течения был некий стригольник, т.е. цирюльник, Карп. Стригольники боролись против платы за поставление на церковную должность)
В XIV веке тема симонии - платы за поставления на должность - была очень актуальна: на смену "евангельскому" церковному служению времен Киевской Руси шло полное обрядовости служение Руси Московской. Нужно помнить, что в те времена политика и вероисповедание были очень тесно переплетены, и отклонения в одном направлении тут же значительно отражалось на другом.
В 1299 митрополит Максим перенес во Владимир митрополичью кафедру. В 1305 г. он умер, и Михаил отправил в Царьград для поставления в митрополиты своего кандидата игумена Геронтия. В это же время Галицко-Волынский князь, пользуясь слабостью Киева, решил основать собственную митрополию и направил в Царьград своего кандидата игумена Петра. В дороге Петр опередил Геронтия, и Патриарх Афанасий рукоположил Петра, дав ему обычный титул митрополита «Киевского и всея Руси». Когда вслед затем прибыл Геронтий, патриарх отобрал у него все священные принадлежности архипастырского достоинства и передал Петру (1308 г.). Новопоставленный митрополит Пётр первое время пробыл в Киеве, но потом, по примеру Максима, с 1309 утвердил свое пребывание во Владимире.
Великий князь Михаил Тверской был недоволен отказом своему ставленнику, и тверской епископ Андрей написал патриарху Афанасию жалобу на симонию – продажу Петром церковных должностей за деньги. Недовольство христианскими служителями в народе было и без того сильно, и зимой 1311 г. в Переяславле собрался церковный собор Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Патриарший клирик решил вопрос в пользу Петра и посчитал, что плата за поставление — умеренная и ничему не противоречит. Это решение впоследствии и стало причиной раскола стригольников.
На месте собора (в ценрковно-славянском, да и просто древнерусском языке слово собор означает "собрание, сбор", и уже потом большие храмы, куда помещалось много народу, стали называть соборами) заложили деревянную церковь, а в камне отстроили в конце ХVI века на средства Ивана Грозного, считавшего святителя митрополита Петра своим духовным покровителем. Колокольню пристроили еще позже, и совершенно очевидно, что она здесь лишняя)
Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима