Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - это особый тест, который позволяет оценить функциональную грамотность учеников школ разных стран, а также умение применять полученные ими знания на практике. Помимо этого он изучает факторы, влияющие на образовательные результаты.
Тестирование проводится с 2000 года с периодичностью раз в три года, а участие в нём принимают пятнадцатилетние подростки.
На PISA-2018 было предложено директорам школ заполнить анкету, которая была посвящена вопросам организации образовательного процесса. Анкета была разработана экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал результаты анализа полученных данных. Они позволили узнать мнение директоров о таком вопросе, как дефицит педагогических кадров в школах, а также об обеспеченности школ учебными материалами и об их качестве.
Что касается материальных ресурсов, опросник предлагал оценить степень влияния на учебный процесс таких факторов, как нехватка учебных материалов и их неудовлетворительное качество, необеспеченность инфраструктуры всем необходимым и её несоответствие. В результате сложных подсчётов создавалась шкала, в которой положительные значения означали серьёзную нехватку ресурсов, а отрицательные - нехватку в меньшей степени. Лучшие результаты, показанные такими странами как Китай, Сингапур, Макао, Гонконг и Эстония, отмечены на уровне минус 0,15. Худшие - до 0,53 - принадлежат Филиппинам, Доминикане, Косово, Ливану и Марокко.
Средний показатель российских школ – 0,32. При этом одна из особенностей результата - серьёзный разброс показателей ESCS внутри страны по регионам. ESCS - это специальный индекс социально-экономических показателей (index of economic, social and cultural status), разработанный для PISA.
Этот разрыв больше, чем в странах-аутсайдерах исследования: три четверти школ России отличаются серьёзной нехваткой материальных ресурсов, в то время как одна четверть по показателям близка к благополучным странам списка. Это серьёзный повод для беспокойства для Министерства просвещения, так как данный показатель очень сильно влияет на уровень читательской грамотности учеников.
Почти половина директоров российских школ отметили нехватку учебных материалов. Ученики этих учебных заведений набирают на 26 баллов меньше школьников из школ, которые оснащены лучше.
По сравнению с показателями ОЭСР российские школы показывают снижение на 14 и 13 баллов соответственно. Этот индекс не изменился с 2015 года, в то время как другие страны показали прогресс в вопросе обеспечения материальными ресурсами.
Кадровый вопрос также стал объектом изучения в PISA-2018. В частности, в тесте необходимо было осветить проблемы нехватки кадров и частоты посещения педагогами программ профессионального развития.
В результате выяснилось, что почти половина школ России испытывает кадровый голод, а почти в 40% учреждений педагогам не хватает квалификации. Показатели почти не изменились с 2015 года, а также они не слишком отличаются от показателей стран, которые находятся в конце списка исследования.
Уровень профессионального развития кадров различается в разных школах. Вообще во всём мире наблюдается тенденция сокращения разницы показателей благополучных и неблагополучных школ по социально-экономическому положению, но в России ситуация не меняется, а разрыв, наоборот, с годами увеличивается.
Следует отметить, что страны ОЭСР и лидеры исследования PISA включили снижение неравенства между школами в число задач первостепенной важности.
По результатам опроса можно сделать вывод о том, что положение школ Российской Федерации зависит от их социально-экономического уровня. Так, он влияет на обеспеченность учебных заведений учебными материалами и квалификацию преподавательского состава. Огромное количество школ страдает от нехватки учителей, а молодёжь практически не интересуется профессией педагога. Поэтому эту проблему нужно решать на государственном уровне и как можно скорее. Качество образования можно повысить при помощи адресных программ повышения педагогического мастерства, которые учитывают потребности и степень нехватки кадров каждой конкретной школы.