Найти тему
Знанио

Почему увеличивается разрыв между школами по социально-экономическому положению?

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - это особый тест, который позволяет оценить функциональную грамотность учеников школ разных стран, а также умение применять полученные ими знания на практике. Помимо этого он изучает факторы, влияющие на образовательные результаты.

Тестирование проводится с 2000 года с периодичностью раз в три года, а участие в нём принимают пятнадцатилетние подростки.

На PISA-2018 было предложено директорам школ заполнить анкету, которая была посвящена вопросам организации образовательного процесса. Анкета была разработана экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал результаты анализа полученных данных. Они позволили узнать мнение директоров о таком вопросе, как дефицит педагогических кадров в школах, а также об обеспеченности школ учебными материалами и об их качестве.

Что касается материальных ресурсов, опросник предлагал оценить степень влияния на учебный процесс таких факторов, как нехватка учебных материалов и их неудовлетворительное качество, необеспеченность инфраструктуры всем необходимым и её несоответствие. В результате сложных подсчётов создавалась шкала, в которой положительные значения означали серьёзную нехватку ресурсов, а отрицательные - нехватку в меньшей степени. Лучшие результаты, показанные такими странами как Китай, Сингапур, Макао, Гонконг и Эстония, отмечены на уровне минус 0,15. Худшие - до 0,53 - принадлежат Филиппинам, Доминикане, Косово, Ливану и Марокко.

Средний показатель российских школ – 0,32. При этом одна из особенностей результата - серьёзный разброс показателей ESCS внутри страны по регионам. ESCS - это специальный индекс социально-экономических показателей (index of economic, social and cultural status), разработанный для PISA.

Этот разрыв больше, чем в странах-аутсайдерах исследования: три четверти школ России отличаются серьёзной нехваткой материальных ресурсов, в то время как одна четверть по показателям близка к благополучным странам списка. Это серьёзный повод для беспокойства для Министерства просвещения, так как данный показатель очень сильно влияет на уровень читательской грамотности учеников.

-2

Почти половина директоров российских школ отметили нехватку учебных материалов. Ученики этих учебных заведений набирают на 26 баллов меньше школьников из школ, которые оснащены лучше.

По сравнению с показателями ОЭСР российские школы показывают снижение на 14 и 13 баллов соответственно. Этот индекс не изменился с 2015 года, в то время как другие страны показали прогресс в вопросе обеспечения материальными ресурсами.

Кадровый вопрос также стал объектом изучения в PISA-2018. В частности, в тесте необходимо было осветить проблемы нехватки кадров и частоты посещения педагогами программ профессионального развития.

В результате выяснилось, что почти половина школ России испытывает кадровый голод, а почти в 40% учреждений педагогам не хватает квалификации. Показатели почти не изменились с 2015 года, а также они не слишком отличаются от показателей стран, которые находятся в конце списка исследования.

-3

Уровень профессионального развития кадров различается в разных школах. Вообще во всём мире наблюдается тенденция сокращения разницы показателей благополучных и неблагополучных школ по социально-экономическому положению, но в России ситуация не меняется, а разрыв, наоборот, с годами увеличивается.

Следует отметить, что страны ОЭСР и лидеры исследования PISA включили снижение неравенства между школами в число задач первостепенной важности.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что положение школ Российской Федерации зависит от их социально-экономического уровня. Так, он влияет на обеспеченность учебных заведений учебными материалами и квалификацию преподавательского состава. Огромное количество школ страдает от нехватки учителей, а молодёжь практически не интересуется профессией педагога. Поэтому эту проблему нужно решать на государственном уровне и как можно скорее. Качество образования можно повысить при помощи адресных программ повышения педагогического мастерства, которые учитывают потребности и степень нехватки кадров каждой конкретной школы.

Читайте также другие статьи по теме: