В середине июля должна решиться судьба византийского храма Святой Софии. В Турции в очередной раз подняли вопрос о возвращении зданию функции мечети. В итоге турецкое общество разделилось на два лагеря.
Построенный в VI веке храм Святой Софии сейчас функционирует как музей. Как известно, после захвата Константинополя турки не стали его разрушать, а просто пристроили минареты, закрасили мозаики и таким образом христианский храм превратился в мечеть. Так он просуществовал несколько веков, но в 1935 году глава Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк подписал постановление об изменении статуса этой святыни, храм стал музеем. Стены Аяй-Софии расчистили и посетители смогли увидеть уникальные византийские мозаики.
Сегодня Айя-София остается самым посещаемым туристическим объектом в Турции. В прошлом году, по данным Министерства туризма, музей посетило почти 4 млн туристов. Вход сейчас туда стоит 100 турецких лир, то есть тысячу рублей. Тем не менее есть желающие превратить этот объект в мечеть и даже переименовать из Айя-София в мечеть Фатиха, в честь султана Мехмеда II, завоевавшего Стамбул.
Каждый год в Турции активисты создают петиции с требованием вернуть музею статус мечети и возобновить там службы. Многие уже перестали серьезно относиться к этим заявлениям, но на этот раз в суд поступил иск с требованием признать постановление о изменении статуса Айя-Софии, подписанное Ататюрком, незаконным. Учитывая отношения турков к этому правителю, можно предположить, что так смело подвергнуть сомнению решение отца турецкого народа мог только радикальный исламист, мечтающий о том, чтобы на каждом шагу были мечети, а следа от других религий и светской жизни вообще не осталось.
Суд пришел к выводу, что решение Ататюрка было законным, а вот статус музея может быть изменено решением президента. В итоге должен пройти госсовет, на котором и будет принято окончательное решение.
Радикальные мусульмане, немного подзабывшие, что если о возвращать изначальную функцию этому месту, то это должен быть православный храм, ждут теперь положительного решения. Они отмечают, что этот храм превращенный в мечеть, в первую очередь символ победы ислама, поэтому он должен снова стать местом для религиозных обрядов.
Противники этого решения, среди которых немало верующих мусульман, отмечают, что Айя-София уже давно утратила свой религиозный смысл, а имеет в первую очередь огромное культурное и историческое значение, поэтому это место должно оставаться музеем. Кроме того, вместе с христианской символикой здесь сохранены и исламские атрибуты, поэтому этот храм многие воспринимают как символ мирного сосуществования двух религий.
Между тем этот вопрос из сферы культуры перекочевал в политическую и экономическую плоскости. Представители многих стран уже высказались о том, что Айя-София должна оставаться музеем, так как этот храм относится к мировому культурному наследию, и Турция не может просто взять и поступить с музеем так, как ей вздумается.
На это президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган очень резко отреагировал, отметив, что Турция не вмешивается в ситуации, когда другие страны принимают решения относительно исламских святынь, поэтому и в дела Турции тоже никто не имеет права вмешиваться. С этой речью он кстати выступил на открытии новой мечети в Стамбуле, чем тоже разделил турецкое общество на два лагеря. Одни поддержали своего президента, отметив, что Турция должна показывать силу, решительность и независимость. Другие же раскритиковали, отметив, что президент уж слишком много внимания уделяет религии, в Стамбуле и так достаточно мечетей, и было бы лучше, если бы правительство занималось строительством школ, больниц, научных центров, а не очередным храмом.
Политические эксперты отмечают, что Эрдоган решил использовать Аяй-Софию в решении спорных вопросов с другими странами в свою пользу. В частности благодаря этой ситуации можно повлиять на Грецию. Впрочем, другие эксперты считают, что таким образом президент действительно может продемонстрировать то, что он независим в своих решениях и если статус музея будет изменен на мечеть, положение страны на мировой политической арене ухудшится. По мнению экономистов, это отразиться и на фондовой бирже не в пользу для Турции.
Возникнет вопрос и что делать со всеми христианскими мозаиками, которые украшают стены храма. Сегодня не Средневековье и их нельзя будет просто замазать, а мусульмане вряд ли будут молиться перед образами Христа и Богородицы. В итоге придется провести масштабный работы по переносу мозаик в другой музей, непонятно, как такие работы повлияют в целом на конструкцию храма. И, конечно, на это потребуются просто огромные деньги и изменение в законе о сохранении культурного наследия.
Так что будем надеяться, что здравый смысл возобладает, и все эти высказывания президента всего лишь политические игры перед другими странами. А у обычных людей останется возможность видеть чудесные византийские мозаики на стенах древнего храма.