Сегодня расскажу про двух знакомых репетиторов, достаточно разных, но с одной общей и крайне важной для профессии чертой - ни о кого из них нет педагогического образования.
Давайте поменяем имена, чтобы никого не дискредитировать и начнём. Давайте назовём их Вася и Зина. Итак, вчера Зина с пеной у рта жаловалась на то, что сейчас в сфере репетиторства практически невозможно работать, дети не хотят учиться, взрослые тупят и отменяют занятия, а количество конкурентов-неучей зашкаливает. Да, вчера Зину бомбило из-за того, что её ученики уходят к репетиторам, которые "даже ин.яз не заканчивали". Дословная цитата.
И вот здесь самое время познакомиться с Зиной. Зина закончила ин.яз около 15 лет назад, но тут главное, ЧТО именно и с КАКИМ результатом - Зина закончила переводческое отделение с тройками. Т.е. вроде как, диплом есть, но... смысла от него нет.
Когда мы учились, Зина гордилась тем, что учится на переводчика, а не на преподавателя (как я) или учителя. Она постоянно повторяла, что ни за что не хотела бы возиться с кем-то и убеждаться, что тебя поняли.
Переводчиком Зину брали максимум на раз, повторно никуда на приглашали. Подозреваю, что всё-таки хорошему переводчику нужен ХОРОШИЙ английский, а не... "на троечку". Зина годами искала себя в разных профессиях и нигде так и не находила. В итоге, в начале карантина Зина решила уйти в репетиторы онлайн и не только (кстати, Зина - тот ещё многостаночник, она решила преподавать на только английский, но и скрипку, и йогу... соболезную, всем, кто решится познакомиться с Зиной ближе).
В репетиторстве у Зины всё не так: она уверена, что ей крайне не везёт, раз на занятия к ней приходят только... "не очень умные" люди, причём на второе занятие ни приходил ещё никто. Т.е. всем хватает и одного раза, чтобы понять, что нужно искать другой вариант.
К себе у Зины претензий нет вообще, несмотря на то, что они совершенно не знакома с педагогикой и методикой преподавания иностранных языков, она не считает нужным изучать такую "муть" (снова дословная цитата). Зина постоянно повторяет одну фразу "я же выучила английский без этих ваших педагогик и методик". Самое время. вспомнить Зинину шикарную "тройку" по английскому.
Больше всего сейчас Зину бесит, что "её ученики" уходят "ко всяким неучам". Неучами Зина называет тех, кто закончил не ин.яз. Давайте посмотрим на одного из таких неучей - Васю.
Васе чуть меньше 30, у него высшее то ли техническое, то ли экономическое образование. В детстве Вася хорошо выучил английский, не просто "на пятёрку", а на самом деле хорошо, свободно общается, демонстрируя всем чистую грамматику и прекрасную фонетику. Вася всегда выглядел старше своего возраста и в университетские времена решил этим воспользоваться - пошёл преподавать английский в одну популярную языковую школа. (Да-да, без педагогического образования и вообще без какого-либо диплома, туда брали всех, кто готов работать за копейки). Васе процесс очень нравился, а ученикам и ученицам нравился Вася. Все были довольны. После получения диплома Вася устроился всё-таки работать по профилю. Его сильно ломало, он понимал, что ему оооочень нравилось преподавать и быть полезным, но он сильно сомневался, стоит ли уходить в преподавание как в полноценную работу. В итоге спустя 2 года работы по специальности, Вася рискнул и вернулся в языковую школу и репетиторство, к великой радости своих учеников. Вася - приятный спокойный и очень ответственный молодой человек, который находит подход к своим ученикам, который постоянно углубляет свои знания по педагогике и методике преподавания иностранных языков, т.к. в университете он ничего такого не проходил.
Мне всегда нравилось общаться с Васей, у нас с ним противоположные ситуации. Я тоже долго не могла определиться, работать по первому образованию (препод английского) или второму (менеджер), но в итоге спустя 12 лет совмещения двух работ, решила завязать с преподаванием как вредной привычкой. В моём случае - это именно вредная привычка, ведь все 12 лет я круглосуточно думала о том, какие новые трюки внедрить в урок, как лучше подойти к каждому ученику и читала только педагогическую литературу, пока все нормальные люди читали... я так и не узнала, что в это время читали нормальные люди. Но мне кажется, что таким фанатикам и не стоит заниматься профессией, от которой мы так фанатеем. В моём случае, всё, абсолютно всё, жертвовалось ученикам. Были все риски через несколько десятков лет дойти так до точки, когда подобные фанатики начинают высказывать всем и всяк, что они всю свою жизнь отдали профессии, а в итоге у них самих ничего нет.
Но это мой случай, а Вася - просто молодец. Он идеальный педагог, который любит и умеет учить людей, которого обожают его ученики, которого хочется назвать настоящим педагогом... несмотря на отсутствие педагогического диплома.
Вернёмся к нападкам Зины на таких вот Вась. Во-первых, я не очень понимаю, почему Зина себя не приравнивает к Васе. Какая разница, что они закончили, ведь единственное, что важно относительно диплома в данном случае - педагогическое образование или нет. Может быть я не права, но я совершенно не вижу разницы между дипломом переводчика и инженера, если человек с таким дипломом идёт преподавать язык. Это одинаково "не то".
И вторая мысль - главное не диплом, а человек - сколько дипломированных педагогов не обновляют свои знания, не пытаются стать хорошими педагогами. Может быть, в отдельно взятых случаях (как с Васей) и хорошо, что человек изначально понимает, что знаний у него мало и в итоге он постоянно стремится их восполнить. Я считаю, что мне очень помогали те знания, которые я получала и во время учёбы на ин.язе, и всё то, что читала и проходила позже. Так что может быть сам диплом и не так важен, но знания, которые должны за ним стоять нужны в любом случае.