Работа над композицией - это серьезная составляющая анализа произведения. Учить детей видеть структуру текста, выделять его композиционные части нелегко. Для этого я уже много лет использую прием "Композиционная кривая".
Я уже толком не помню, откуда он взялся в моей копилке. Скорее всего, как часто бывает, я увидела где-то идею и переложила ее на свой лад.
Итак, что такое композиционная кривая? Это ломаная линия, напоминающая график. Композиция эпического произведения состоит из четырех обязательных частей (завязка, развитие, действие, кульминация и развязка) и двух частей, которые присутствуют не во всех произведениях (экспозиция и эпилог). Именно эти части и составляют отрезки, из которых состоит композиционная кривая.
Первые два отрезка (экспозицию и завязку) мы откладываем на горизонтальной линии. Развитие действия - это отрезок, идущий под углом вверх (действие ведь развивается постепенно). Кульминация - это точка в вершине графика. Далее отрезок по наклонной уходит вниз - это тоже развитие (или спад) действия, которое ведет к развязке и эпилогу (два отрезка снова на горизонтальной линии).
Вот как она выглядит.
Как работать над созданием композиционной кривой?
- Читаем произведение. Делим его на части.
- Озаглавливаем части. Составляем план.
- Анализируем части, выявляем композиционные отрезки (экспозицию, завязку, развитие действия и т.д.)
- Чертим кривую и наносим эти части на нее. Это могут быть просто цифры (пункты плана) - упрощенный вариант композиционной кривой. А можно написать названия пунктов плана, а также на отрезки развития и спада действия нанести основные события. Это подробный вариант. Можно снабдить все это иллюстрациями.
Зачем нужна композиционная кривая?
Во-первых, благодаря такой работе, если ее проводить систематически, дети четко усваивают части композиции, лучше понимают сюжетную линию произведения.
Во-вторых, благодаря наглядной форме кривой ученики понимают, как развивается действие, какое из событий является началом (завязкой), кульминацией (высшей точкой развития действия), концовкой (развязкой). Также они учатся различать экспозицию и завязку, развязку и эпилог.
В-третьих, композиционная кривая может стать основой для дальнейшей работой над анализом произведения.
Я покажу это на конкретном примере.
Повесть Н.В.Гоголя "Шинель". Читаем произведение. Выделяем смысловые части. Составляем план и выделяем уже в плане элементы композиции.
1. Рассказ о Башмачкине, истории его имени, родителях, службе, отношениях коллег. ЭКСПОЗИЦИЯ
2. Прохудилась шинель. ЗАВЯЗКА
3. Беседы с портным Петровичем.
4. Накопление денег.
5. Пошив новой шинели.
6. Поход в гости. 3 - 6 - РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ.
7. Ограбление. КУЛЬМИНАЦИЯ.
8. Поиски шинели, поход к значительному лицу. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ.
9. Смерть Акакия Акакиевича. РАЗВЯЗКА
10. Призрак, отнимающий шинели. ЭПИЛОГ
А теперь наносим части на композиционную кривую.
Но на этом работа не заканчивается. Теперь мы с учениками работаем с самим текстом. Нам надо проследить, как менялось поведение героя на протяжении всей повести, увидеть трансформацию его личности. Выписываем цитаты, наносим на кривую и наглядно видим, как с развитием действия развивается и образ Акакия Акакиевича. А потом делаем лэпбук (пример в изображениях к статье).
Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".