Найти в Дзене

Ленд-лиз. Начало

Осенью 1940 года Великобритания проигрывала Вторую мировую войну. Население Англии было охвачено патриотическим воодушевлением, Королевские ВВС выиграли дневное сражение за Британию, флот отбил у немцев желание планировать высадку, армия восстанавливалась после эвакуации из Дюнкерка. Случилось же самое страшное – у империи начали заканчиваться золотовалютные запасы, которыми Великобритания рассчитывалась за импортные поставки, в первую очередь из США, и это была проблема, которая не имела решения по состоянию на конец 1940 года. И эта проблема была решена принятием закона о ленд-лизе. Для того, чтобы в общих чертах рассказать о том, как и почему в принципе возник этот самый ленд-лиз, вернемся в 1938 год, славный, как известно, Мюнхенским сговором и тем, что Чемберлен «Привез мир этому поколению». Проблема заключалась в том, что лидеры и Великобритании и Франции отчетливо понимали, что европейская война не за горами. Определенные надежды на то, что Гитлер образумится, объединив пра

Осенью 1940 года Великобритания проигрывала Вторую мировую войну. Население Англии было охвачено патриотическим воодушевлением, Королевские ВВС выиграли дневное сражение за Британию, флот отбил у немцев желание планировать высадку, армия восстанавливалась после эвакуации из Дюнкерка.

Случилось же самое страшное – у империи начали заканчиваться золотовалютные запасы, которыми Великобритания рассчитывалась за импортные поставки, в первую очередь из США, и это была проблема, которая не имела решения по состоянию на конец 1940 года. И эта проблема была решена принятием закона о ленд-лизе.

Для того, чтобы в общих чертах рассказать о том, как и почему в принципе возник этот самый ленд-лиз, вернемся в 1938 год, славный, как известно, Мюнхенским сговором и тем, что Чемберлен «Привез мир этому поколению».

-2

Проблема заключалась в том, что лидеры и Великобритании и Франции отчетливо понимали, что европейская война не за горами. Определенные надежды на то, что Гитлер образумится, объединив практически всех европейских немцев в одной стране, конечно, были, но, как говорится, «на Аллаха надейся, а верблюда привязывай».

Надо понимать следующее: в конце 1938 года Германия обгоняла Великобританию и Францию в первую очередь в развитии авиации. И самая соль была в том, что лидерство это определялось огромными капиталовложениями немцев в основные средства авиапромышленности. Грубо говоря, немцы имели возможность производить современные самолеты количестве, превышающем совокупные возможности Великобритании и Франции. При этом догнать немцев щелчком пальца было невозможно – создание авиазаводов требовало времени. Как то скомпенсировать отрыв было возможно за счет закупок самолетов за рубежом, в первую очередь в США, куда уже в 1938 году были направлены эмиссары Великобритании и Франции.

Проблема заключалась в том, что и в США военная авиапромышленность не была в достаточной степени развита. Ежегодный заказ от армии и флота не превышал нескольких сотен самолетов, и производственные мощности американских авиапроизводителей соответствовали этому заказу. Естественно получение заказа из-за рубежа было интересно американским промышленникам, и они боролись за право поставлять самолеты Англии и Франции, но речь шла о сотнях самолетов. Подобное количество заказов не требовало серьезного увеличения производственных мощностей.

-3

Все изменилось с началом Второй мировой войны. Союзники были готовы покупать самолеты тысячами, и готовы были платить за это деньги. Американские авиапромышленные предприятия и смежные с ними отрасли были готовы инвестировать деньги в развитие производства. Правительство США, в первую очередь президент Ф. Рузвельт всецело одобряли эту тенденцию, полагая, что рано или поздно эти производственные мощности потребуются США для производства самолетов для собственных нужд. Против были только законы о нейтралитете США, которые запрещали торговлю вооружением с воюющими странами, и это была серьезная проблема. Политика изоляционизма возникла не на пустом месте, за нее выступали серьезные политические силы, и преодолеть ее было довольно сложным делом.

Первым шагом на пути сотрудничества США и союзников стал закон «кэш энд кэрри» позволявший приобретать продукцию военного назначения по предоплате и на условиях самовывоза. Тут необходима ремарка для ряда упоротых граждан: да, это была в прямом смысле помощь союзникам. Возможность покупать вооружение и военные материалы (такие как например авиатопливо) за деньги в военное время являлось и расценивалось однозначно как серьезная военная помощь. Просто потому, что если у тебя не будет самолета и не будет топлива, немцы будут бомбить тебя безнаказанно. Но это к слову.

Помимо авиации речь зашла о танках, грузовиках, боеприпасах, топливе, продовольствии и прочих полезных вещах. К 1940 году треть военных потребностей Великобритании закрывалось поставками из США.

Сборка двигателя Мерлин на заводе Паккард, США
Сборка двигателя Мерлин на заводе Паккард, США

Сотрудничество между США и Великобританией в сфере военного производства было очень глубоким. Уже 21 августа 1940 года был создан Объединенный авиационный комитет, куда вошли представители обоих государств. Он был создан для координации заказов американской промышленности, которая должны была строить самолеты и для союзников и для ВВС Соединенных Штатов. Конфликтные ситуации должны были урегулироваться уже на стадии формирования планов производства. Кроме этого утверждались единые стандарты для английского и американского вооружения. Англичане передали американцам лицензии на производство авиадвигателей жидкостного охлаждения. Уже в 1940 году совместное производство США и Великобритании давало больше боевых самолетов, чем промышленность Германии. В 1941 году ситуация для немцев кардинально ухудшилась, за счет того, что промышленное производство США выросло в разы, а прибавка в производстве авиации за счет оккупированных стран у немцев была мизерной.

Лето 1940 года ознаменовало собой новый этап в расширении сотрудничества США и Великобритании. Разгром Франции и потеря тяжелого вооружения экспедиционного корпуса в Дюнкерке поставили Великобританию на грань поражения. Для организации обороны метрополии англичанам срочно требовалось большое количество полевой артиллерии, пулеметов, боеприпасов и снаряжения. Произвести все это в требуемых объемах в сжатые сроки было физически невозможно, поэтому единственное место, откуда англичане могли получить вооружение были склады вооруженных сил США. Проблема заключалась в том, что продажа от лица США в условиях нейтралитета была невозможна по действующему законодательству. Проблема была разрешена за счет посредника – Американской стальной корпорации, которая выкупила вооружения у государства и поставила их Великобритании. Сделка была оформлена за считанные часы и первое английское судно, загруженное американским вооружением, пришло в Великобританию уже 23 июня 1940 года.

Следующим шагом была поставка 50 американских эсминцев в обмен на военно-морские базы Великобритании. Данная сделка прошла без участия посредников и без привлечения финансовых средств.

Однако узким местом сотрудничества США и Великобритании оставался финансовый аспект. В 1939 году золотовалютные резервы Великобритании составляли 4,5 млрд. долларов США. В эту сумму входили, в том числе, частные золотовалютные средства выкупленные государством за английские фунты. Единственным источником получения валюты для закупок в США, помимо золотодобычи, для Великобритании был экспорт товаров в Соединенные Штаты. К концу 1940 года за счет экспорта, добычи золота, продажи зарубежных активов англичане смогли выручить около 2 миллиардов долларов. Однако на этот момент оплата за сделанные поставки уже составляла 4,5 млрд. и еще 1,5 млрд. долларов составляли размещенные, но не оплаченные заказы. В ноябре 1940 года Великобритания уведомила США, что она должна будет сократить объем военных заказов ввиду невозможности их оплаты. К середине декабря заключение новых английских контрактов фактически прекратилось. Правительство США какое то время могло поддерживать развитие военного производства путем заказа вооружения для армии США, но с учетом того, что численность армии была ограничена, очень скоро полученное вооружение пришлось попросту сваливать на склады.

Казалось бы, проблему можно было решить путем предоставления кредитов Великобритании, однако «вы еще за первую войну не расплатились». Американское законодательство вполне конкретно запрещало кредитовать англичан, да и у частных кредиторов не было особого желания финансировать государство, отказавшееся от оплаты предыдущих военных долгов. Кроме этого, система кредита стояла на пути развития американской военной промышленности, поскольку явная ограниченность в средствах была той планкой, выше которой производство вооружений превращалась в чистый убыток.

Именно эти соображения подтолкнули Рузвельта к идее ленд-лиза. Впервые идея эта зародилась в Министерстве финансов, где постоянно анализировали проблему продолжения военных поставок в Англию ввиду истощения английского долларового запаса. Принцип сдачи в аренду или продажи военного имущества был заимствован из закона 1892 года, согласно которому военный министр, "если того потребует благо общества", может давать в использование собственность армии, "не требуемую для общественных нужд", на срок не более 5 лет. В окончательном виде документ давал право "продавать, обменивать, давать в долг и в аренду или передавать иным способом... любые материалы, нужные для обороны" любой стране, оборону которой он признает "жизненно важной для национальной безопасности США". Сторонникам законопроекта пришлось провести серьезную агитационную компанию в защиту закона, и после проведения дебатов закон был утвержден палатой Представителей (317 голосами против 71) и Сенатом (60 голосами против 31).

-5

По новому закону все заказы военной продукции в рамках ленд-лиза осуществлялись через правительство США. Сразу после принятия законопроекта на его развитие было выделено 7 млрд. долларов, из которых в течении двух месяцев было потрачено 4 млрд. Директивой № 1 провозглашалось, что защита Великобритании жизненно важна для обороны США, а потому военно-морскому министру предписывается передать Англии 28 торпедных катеров, а также 3000 зарядов для глубинных бомб и некоторое количество пушек среднего калибра и боеприпасов к ним для оснащения торговых судов, которые будут доставлять грузы в Великобританию. Директива № 2 объявляла жизненно важной защиту Греции и санкционировала передачу грекам 50 75-миллиметровых пушек и 150 000 снарядов, а также 30 000 снарядов для 155-миллиметровых полевых орудий.

Начиная с весны 1941, года вся мощь промышленности США начала работать против Германии. Никто не понимал этого лучше Гитлера. В своем письме Муссолини 21 июня 1941 года он констатировал: Вступит ли Америка в войну или нет — это безразлично, так как она уже поддерживает наших врагов всеми силами, которые способна мобилизовать.