Из русских писателей ХХ века Михаил Булгаков оказался одним из самых популярных за рубежом, что отразилось и в количестве экранизаций его произведений.
Источники говорят, что первой зарубежной экранизацией Булгакова была финская постановка «Пилат», показанная 28 марта 1970 года в серии «Телевизионный театр». Это были диалоги из «библейских» глав романа «Мастер и Маргарита». В дальнейшем именно их часто и будут экранизировать, пропуская московские события. Никаких больше сведений об этом финском фильме найти не удалось.
Зато в 1972-м сразу две разных картины представили сюжет романа на большом экране, которые даже можно рассматривать как дополняющие друг друга. Это итало-югославский фильм с музыкой Морриконе, песнями Окуджавы и Уго Тоньяцци в главной роли, по жанру близкий к сатирической комедии и основное внимание уделяющий как раз Москве 1920-х.
Во второй картине того же года «Пилат и другие. Фильм на Страстную пятницу» польского режиссёра Анжея Вайды представлена только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, однако она перенесена в современную Германию. Левий Матфей здесь тележурналист, ведущий репортаж с Голгофы, Иуда доносит на Иешуа по телефону-автомату, а когда он кладёт трубку, из него выпадают тридцать серебренников.
В Польше «Пилат и другие» по рекомендации партийных властей был изъят из проката.
В 1976-м в Италии была снята комедия «Собачье сердце» по соответствующей повести. Шариков в ней почему-то превратился в Бобикова, и российскому зрителю здесь хватает к чему придраться в изображении советского быта, однако сюжет и общую идею повести фильм передаёт достаточно точно.
На следующий 1977 год итальянцы подарили своим зрителям ещё одну экранизацию: двухсерийный телевизионный фильм «Роковые яйца». Это смешная постановка с нелепыми рептилиями и всё же впечатляющая благодаря актёрской игре. Её можно посмотреть, настроив перевод субтитров на русский язык.
В 1988-м «Мастер и Маргарита» был снят польским телевидением в виде 4-серийного сериала. Тогда же он был показан в России. Он в целом не отступает от текста романа, однако заметно, что бюджет постановки был очень скромным, из-за чего основное внимание в нём уделяется диалогам, а масштабные или требующие спецэффектов сцены сведены к минимуму.
Ещё на канале:
- 🧐 Пять чем-то необычных фильмов о динозаврах, снятых в 1950-60-х годах
- 🧐 Редкий телевизионный фильм, где загадочно всё
После этого героев Булгакова можно было увидеть только на телевизионных экранах, исключение здесь составляет лишь экспериментальный фильм «После революции» (1990) венгерского режиссёра Андраша Ширтеша, представляющего собой коллаж из кадров «Великого октября» Эйзенштейна, исторической кинохроники и диалогов из «Мастера и Маргариты» на русском, венгерском и английском языках. Он выложен на странице режиссёра в Ютюбе:
В числе телевизионных зарубежных постановок ХХ века можно назвать чешский «Один день Пилата Понтийского» 1991 года и американский «Происшествие в Иудее». Оба они, как это становится видно уже из названий, берут за основу исключительно коллизии, связанные с Иешуа и Понтием Пилатом. «Происшествие в Иудее» тоже можно посмотреть благодаря Ютюбу, но перевода в нём нет.