Найти тему
Киновед в штатском

Тайная связь фильмов Тарантино, или Мог ли Рик Далтон играть в "Джанго"

Выстраивать из фильмов целые вселенные - любопытный феномен, который позволяет авторам эффектно расширять границы доступного, а зрителям получать кратно большее удовольствие от просмотра при встрече неожиданных, но любимых персонажей. В большие киновселенные уже связаны комиксы Marvel и DC, классические ужасы Universal и хорроры из серии "Заклятие", на экране пересеклись Чужой и Хищник, а также Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз.

Фан-арт по мотивам фильмов Тарантино
Фан-арт по мотивам фильмов Тарантино

Свою большую вселенную выстраивает и Квентин Тарантино - по сути, все снятые им картины являются частью одного мира. Но Тарантино не был бы собой, если бы не запутал все до катастрофического непонимания. Его вселенная имеет две плоскости, которые соприкасаются весьма причудливым образом: один пласт - это реальность (ну, насколько реальными могут быть кровавые перестрелки Квентина), а второй - кинореальность, то есть это своеобразные "фильмы в фильмах".

Фан-арт по мотивам фильмов Тарантино
Фан-арт по мотивам фильмов Тарантино

Чтобы понять, чем одни отличаются от других, и какова степень взаимодействия между персонажами разных картин, давайте попытаемся сформировать общую хронологию Вселенной Квентина Тарантино. Итак, в каком времени разворачиваются сюжеты его картин:

  • Джанго освобожденный - 1858 год
  • Омерзительная восьмерка - 1877 год
  • Бесславные ублюдки - 1941 и 1944 годы
  • Однажды в... Голливуде - 1969 года
  • Бешеные псы - 1992 год
  • Криминальное чтиво - 1994 года
  • Джеки Браун - 1995 год
  • От заката до рассвета - 1996 год
  • Убить Билла: Часть 1 - 1999 и 2003 годы
  • Убить Билла: Часть 2 - 2004 год
  • Доказательство смерти - 2007 год

Как видите, и сам автор, и исследователи его творчества в большой части случаев не стали выдумывать и последовали простому правилу: "В каком году показано, тот в картине и на календаре". Разумно, кто я такой, чтобы спорить...

Кадр из фильма "Бесславные ублюдки"
Кадр из фильма "Бесславные ублюдки"

Однако, эта простая хронология быстро оказалась подвергнута серьезному сомнению - все дело в персонаже Майкла Паркса Эрле Макгроу. Он появляется сразу в трех фильмах - в "От заката до рассвета", в "Убить Билла" и в "Доказательстве смерти" - причем в вампирском боевике он погибает, что заставило поклонников творчества Тарантино выдвинуть теорию о том, что события в "Убить Билла" происходят до 1996 года. Однако эту путаницу разрешили весьма изящным образом - по сложившемуся на настоящий момент канону, "От заката до рассвета", две части "Убить Билла", а вместе с ними и грайнхаусовый дуплет "Доказательство смерти"/"Планета террора" являются специальным кинематографическим ответвлением Вселенной Тарантино. Это, якобы, фильмы внутри фильмов, которые смотрят герои "реальной" реальности этой киновселенной.

Кадр из фильма "От заката до рассвета"
Кадр из фильма "От заката до рассвета"

Таким образом, нет никакой нужды передвигать "Убить Билла" и "Доказательство смерти" на хронологической шкале влево - это всего лишь фильмы, а Макгроу - актер, исполняющий свои роли.

И раз уж мы заговорили об актерах, то пришло время обратиться ко второй части моего заголовка и обсудить весьма смелую теорию, которая сразу после выхода на экраны "Однажды в... Голливуде" увлекла множество поклонников Тарантино. Раз Леонардо ДиКаприо играет у Квентина в "Голливуде" и "Джанго", то не может ли быть так, что "Джанго освобожденный" - это тоже "фильм в фильме", и соответственно Келвина Кенди в нем играет Рик Далтон из "Однажды..."...

Кадр из фильма "Джанго освобожденный"
Кадр из фильма "Джанго освобожденный"

Дам вам минуту продраться через этот лес кавычек и запятых и переварить эту странную информацию...

Сообразили? А ведь и правда, выглядит вполне логично - Далтон мог исполнить роль Келвина Кенди в "Джанго освобожденном" "внутри" вселенной "реальных" фильмов Тарантино (простите за кавычное изобилие, но у Квентина все - не то, чем кажется). Произошло это, скорее всего, либо непосредственно во время итальянского вояжа Рика, либо сразу после событий "Однажды в... Голливуде", благо дублер-каскадер для роли Кенди не был особо нужен.

Кадр из фильма "Однажды в... Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды в... Голливуде"

Но тут снова возникает противоречие. Весь фокус в том, что и Тарантино, и его поклонники считают, что "Однажды" и "Джанго" оба относятся к вселенной "реальности", то есть они, как минимум, соответствуют тем временным промежуткам, о которых рассказывают. Это значит, что Рик не может играть Келвина - они оба "реальны" и живут в разных эпохах с промежутком в целое столетие. Кроме того, Квентин после выхода "Голливуда" выразил сомнение в том, что карьера Рика Далтона после драмы у бассейна Шерон Тейт вернулась в привычное русло. Нет, кажется, актеру уже было не суждено покорять большой экран - Далтон окончательно ушел на ТВ, где, по словам режиссера, исполнял роли полицейских наставников. Играть в блокбастере о Джанго его бы уже не позвали...

Кадр из фильма "Однажды в... Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды в... Голливуде"

Если бы мы не знали Тарантино, был бы повод расстраиваться - автор, мол, все опроверг. Но Квентин так часто меняет собственные правила, так энергично за все берется и так эпично все бросает, что неровен час окажется, что эта красивая теория окажется правдой. Было бы здорово, если бы однажды кто-то из героев будущих фильмов Тарантино между делом сказал: "Ну, помнишь тот фильм про негра в голубом камзоле?! Там еще Рик Далтон играл безумного работорговца, который любил белый торт! Как там его? "Джанго-освободитель" что ли?..." Я бы не удивился, это было бы вполне в духе знаменитого режиссера и сценариста.

Кадр из фильма "Джанго освобожденный"
Кадр из фильма "Джанго освобожденный"

Извините за сумбур и многабукв на ровном месте - хороших новых фильмов мало, а в телеке нет-нет, да и промелькнет что-то из классики, о которой хочется порассуждать. Это именно такой случай.

В кино пока не увидимся, хотя возле меня открылись уже три кинозала, которые крутят всякое старье и скорее страдают от пустых хлопот, чем зарабатывают на этом. Лучше пока будем обсуждать фильмы здесь, на канале Киноведа в штатском - я полон идей и располагаю временем для их воплощения. Не болейте!