Продолжим наш разговор о том, как нищая степь сумела покорить полмира. Сегодня поговорим про степное нашествие.
Степное нашествие бывает двух видом – естественное и административное.
Первый тип нашествия – естественный
Естественное нашествие характерно не только для степи. Оно – обыденное явление для практически всех популяций человечества, находящихся на до государственном уровне развития или пребывающем в переходном состоянии. По такой схеме мигрировали готы, гунны, половцы, венгры, болгары и многие другие.
Схема его проста.
Где-то, в каком-то месте начинает резко не хватать ресурсов для проживающей там популяции. Обостряется борьба за них. И часть популяции, проигравшая эту гонку, вынужденно уходить, начиная давление на соседей.
Эффект получается, как у домино. Дедка давит на бабку, вынуждая ее давить на внучку. Та на Жучку. И так далее. Этакая волна, которая может начаться где-нибудь в Маньчжурии, а «ударить о берег» в Альпийских лугах. Хотя реальные задействованные массы людей за это же самое время физически смещались всего на несколько десятков километров.
Как правило таким стартовым фактором выступает голод, вызванный стихийные бедствиями, колебаниями климата и деятельностью человека.
Обычно все это происходило очень небыстро. Потому народ откочевывал, ведя борьбу с соседями. Давил на них, вынуждая тех давить на своих соседей. И так по цепочке, доводя до столкновения пограничных племен с развитыми земледельческими цивилизациями.
Это естественное нашествие могло закончиться достаточно быстро, а могло и продолжиться, перемещая большие массы людей за десятки, сотни лет племена на тысячи километров. Медленно-медленно. Но перемещая.
Именно по этой схеме в свое время в Европу и пришли гунны.
Именно по этой схеме в свое время по Европе блуждали толпы германцев и славян, обваливая под напором своих голодных тушек ветхие стены Римской Империи.
Такое нашествие страшно только для земледельческой цивилизации, находящейся в тяжелейшем административном и экономическом кризисе. Либо такой цивилизации, которая по уровню своего развития не сильно превосходила выталкиваемых на нее кочевников.
Те же самые римские лимесы, то есть, пограничные укрепления, достаточно уверенно держали такие нашествия без каких-либо значимых напряжений сил. Проблемы начинались из-за очередной гражданской войны или еще какой-то чрезвычайной сложности внутреннего характера.
Второй тип нашествия – административный
А вот это уже серьезно.
История знает только один пример чисто административного нашествия и связано оно с именем Чингизхана. Да, отдельные элементы данной схемы присутствуют и у гуннов, и у других народов. Но в чистом виде его смогли реализовать только монголы. И это – неспроста. Для успеха такой схемы требовались определенные условия.
Как оно начинается? Очень просто. Хан умудряется тем или иным способом подчинить своей власти несколько орд. После чего начинается цепная реакция.
Теперь поподробнее.
Каждая орда выставляет до 400 конных воинов степной дружины.
Обычно орды плюс-минус находятся в паритете между собой. Понятно, что 150 и 300 конных воинов – это очень большой разрыв. Но при столь малых контингентах победить племенное ополчение даже очень маленькой орды – не реально. То есть, конфликты между ордами носили такой характер, при котором одной орде завоевать другую, но истощившись самой, было категорически сложно.
А вот если собрать в кулак несколько степных дружин и сковать их жесткой дисциплиной – совсем другой коленкор. Совсем другие возможности.
Эта тысяча или более конных воинов приходили в гости к соседям и делает им предложение, от которого они не могут отказаться.
А именно – присоединиться.
И они, как правило, присоединялись. Приводя под руку одного хана становится еще одна степная дружина. Потом еще одна. И еще. И еще. Дальше система становится самоподдерживающейся, растущей как снежный ком.
Конечно, соглашались не все. Но несогласных можно и вырезать, в качестве примера остальным. Ведь имея в активе 1,5-2 и более тысяч конных воинов племенное ополчение орды тебе уже не страшно. Оно просто ничего не в состоянии противопоставить такой массе воинов. Эти пастухи становятся просто смазкой для мечей этих воинов.
Отряды начинают оперировать на разных направлениях, действуя как самостоятельно, так и с опорой на разного рода союзников, в том числе временных.
Год за годом эта махина вбирает в себя все новые орды. А потом и территории с не очень боеспособными земледельческими народами. Что, в свою очередь, давало этому объединению доступ к бесплатным (в виде дани или налога) или дешевым ремесленным товарам. В том числе и доспеха, оружию, коням. Да и вообще вело к увеличению поступающих ресурсов в орду.
Однако количественный состав степных дружин, как и уровень жизни обычных степняков это не улучшало.
Во-первых, потому что кочевое скотоводство как кормовая база никуда не девалась. И она все еще давало крайне мало продовольствия.
Во-вторых, потому что все ресурсы, получаемые от таких покорений, забирали себе хан и его воины. И пускали на улучшение своего снаряжения, питания, а также украшения, коней и женщин. Кроме того, это вело к накоплению благосостояния у отдельных семей степных дружинников. Так что, если отец погибал в походе, то у сына имелись средства его достойно подменить. То есть, приобрести приличного коня, доспехи и вооружение. Что в свою очередь вело к социальному расслоению орды и увеличению и без того немаленькой пропасти между пастухом и дружинником.
Этот тип нашествия – самый опасный.
Потому что более-менее организован, а также отличается большой концентрацией степных дружин. А это – не «конные бомжи», это настоящие воины. Это – серьезные ребята. И их – много. А после продолжительной серии успешных военных кампаний (и грабежей), они еще и снаряжены-вооружены очень прилично. И щеголяют не в кольчугах, а в, преимущественно, добрых ламеллярных доспехах или куяках. Хуже того, их могут поддерживать союзные контингенты покоренных народов самого разного толка.
Остановиться такая волна нашествия может только:
1. Упершись в развитые земледельческие цивилизации с большим количеством укрепленных городов и хорошим боевым духом. Как, например, в Центральной Европе.
2. Столкнувшись с приличной полевой армией, не уступающей тем контингентам, которые может выставлять Степь на этом направлении. Как, например, на Ближнем Востоке.
3. Столкнувшись с природными препятствиями вроде непроходимых гор, джунглей, морей и так далее. Как, например, во Вьетнаме или Японии.
С уважением, Михаил
Связаться со мной можно по e-mail: offizier@bk.ru
Мои книги можно почитать на портале https://author.today/u/lantsov_ma
Мой youtube канал доступен тут https://www.youtube.com/channel/UCCIsja6h4a5E8wbdG52Djdg