Тип 90 Сумида-П/ Type 90 Naval Sumida/Type 90 Sumida-P (Условное название)
Страна: Япония
Производитель: Ishikawajima Jidōsha Seisakusho
Год выпуска: 1930-1932
Кол-во выпущенных: 2-3
Размеры: 6.800 x1.830 x2.290 мм
Боевая масса: 8 тонн
Экипаж: 6-8
Двигатель: L6, 85 л.с.
Бронирования: 11-16 мм
Вооружение 5 × 6.5 mm Type 91
Межвоенная история японской бронетехники скрывается в тумане японского языка, общеяпонской скрытности и уничтожения архивов в 1945 году. Не только Германия давала своему оружие "неправильные" названия, что бы скрыть реальный год разработки, видимо и японцы примерно так же называли свои машины. Вот например на одном заводе созданные Тип 93 Kokusan (формально 1933 год) и Type 90 Sumida-P (герой этой статьи, формально созданный в 1930). Вот и кто в каком году реально был построен? Пусть поправят, где ошибаюсь... Этот броневик снова немного выбивается из ряда броневиков Роллс-Ройс, но уже в следующем своей модернизации он вернется в общее дерево развития.
Завод Ishikawajima на реке Сумида, что в Токио, с начала 20-х годов занимался производством грузовых автомобилей для армии и флота Японии, выпуская вполне качественные и современные трехосные машины Сумида типа P. Судя по фотографиям грузовики выпускались с двумя размерами рамы - 2-х и 3-х тонные. И если Тип 93 Kokusan, выпускался на базе 2-х тонного варианта, то Тип 90 - на базе удлиненного 3-х тонного с колесной формулой 6х4.
Японский производитель Ishikawajima Jidōsha Seisakusho одним из первых понял, что машины, у которых все колеса имеют одинаковую колею, имеют лучшую проходимость по сравнению с машины со сдвоенными задними колеса, и машины поставляемые в военные части были именно такими. Хотя иногда ссылаются на то, что грузовики и броневики Сумида имеет какое-то отношение к концерну Форда, но не подобных шасси, ни рядных 6-ти цилиндровых двигателей американцы никогда не предлагали, и, скорее всего образцом для подражания у японцев стали английские машины Кросслей или Гай, которые активно поставлялись в Индию и использовались в колониях, откуда полную информацию могли получить и японцы.
Установить бронекорпуса на 3-х осные шасси японцы решили, после того, как ознакомились с экспериментами в этой области англичан, испытывавших машины 1929 года выпука Виккерс-Гай и Кросслей с колесной формулой 4х2. Бронирование Тип 90 было совершенно новым для японских бронемашин и скорее всего было подсмотрено у немецких бронированных "шкафов" Даймлер и Эрхардт конца Первой мировой войны. В итоге получился достаточно крупный даже не бронеавтомобиль, а бронетранспортер. На некоторых фотографиях в бортовых амбразурах установлено сразу два пулемета. А в общем стандартное вооружение включало в себя 5 ручных пулеметов Тип 91, один из которых был установлен в башне конической формы, две шаровые установки были в наклонных бортовых листах с возможностью стрельбы вбок-вперед, и по две амбразуры для пулеметов в бортах корпуса. В лобовой броне установка пулемета не предусматривалась.
Удлиненное шасси позволяло организовать полноценные десантный отсек на отделение, но нет прямых ссылок, на то, что данная машина использовалась как бронетранспортер.
Бронемашина, которую условно называют Type 90 Sumida-P, отличается от очень похожих на нее бронедрезин типа So-Mo невозможностью ее использования в качестве как раз дрезины. Визуально отличить можно по колесным аркам с небольшими крыльями, а в обоих бортах были сделаны пулеметные амбразуры и шаровые пулеметные установки. Так же более поздние Со-Мо не имели в башне основного вооружения.
Вместе с бронемашинами Тип 87 Dowa и Тип 93 Кокосан бронеавтомобиль Тип 90 Сумида-П применялся при первом штурме Шанхая в 1932 году, но фотографий в боях нет, есть только изображения с использованием этих машин в качестве патрульных уже после подписания мирного соглашения. Возможно эти машины и были десантированы на берег после окончания боёв. Предположив, что все таки модель Тип 90 Сумида-П была спроектирована первой, можно отметить, что для использования морскими десантниками она была слишком тяжелой и крупной, и в преддверии десантных операций в Шанхае морпехи попросили сделать ещё и машину поменьше, и в итоге получился Тип 93 Кокосан.
Источник:
https://www.globalsecurity.org/military/world/japan/type-90-sumida-p.htm
https://ikazuchisen.wordpress.com/naval-type-90-sumida-armored-car/