Когда приходит карта тёрна, это означает, что я увидел уже шесть карт из семи, которые отпущены нам, чтобы собрать руку. Прикупные руки становятся почти бесполезными перед лицом любой серьёзной торговли, так как осталась всего одна карта: я могу завершить свой стрит или флеш менее чем в 20% случаев.
Тёрн очень часто приносит то, что заложено в его названии (turn по-английски значит поворот): переворот в ходе розыгрыша руки. Оппонент, который находился в самом тяжелом положении, сделав колл на флопе, теперь, возможно, поймал свою карту. Или, что ещё вероятнее, игрок, который тянул карту, не получил свою искомую комбинацию и лидер по-прежнему тот же.
После тёрна наиболее существенным фактором для успеха по-прежнему остается агрессия.
Я почти никогда не даю своему оппоненту бесплатную карту, если считаю, что у меня лучшая рука. Как правило, я собираюсь делать ставку разумного размера относительно банка, который к этому момент бывает обычно достаточно большим. Забрать его и добавить эти фишки к моему стеку - жизненно важная задача.
Это означает, что если мне делать ход первым, и у меня (как я думаю) лучшая рука, то я не увлекаюсь чек-рейзами. Я делаю ставку! Если мой оппонент сделает до меня чек, то я буду делать ставку со своей рукой, если я считаю, что она - лучшая.
Карта тёрна - это не тот случай, когда нужно играть слишком хитро. Успешные игроки в безлимитный холдем, когда получают на тёрне лучшую руку, не хотят идти до ривера, если только их оппонент не пытается прикупить карту с очень маленькими шансами на успех или не платит при этом очень дорогую цену за то, чтобы увидеть последнюю карту.
Когда я улучшил свою руку
Если карта тёрна помогла моей руке, то я обычно делаю ставку или рейз, если мне представляется такая возможность. Вот некоторые факторы, которые я учитываю:
- Если после флопа я играл пассивно (то есть, я делал чек или просто делал колл) и я улучшил свою руку, то я, возможно, буду играть очень агрессивно после улучшения своей руки.
- Если после флопа я играл агрессивно, то я с большей вероятностью буду разыгрывать руку «медленнее» после её значительного улучшения.
- Почти во всех случаях, если мой оппонент делает до меня ставку, а я улучшил свою руку, то я буду делать рейз.
- Почти во всех случаях, если я считаю, что ставка может убедить моего оппонента сбросить более сильную руку, то я делаю ставку, когда моя рука улучшилась. Ставка убедит моего оппонента сбросить две более сильные пары.
- Если у меня самая сильная рука из всех возможных после тёрна, то я планирую привлечь так много фишек в банк, как только позволят мои оппоненты. Я думаю о том, «как я могу заставить оппонента совершить как можно более серьёзную ошибку».
- Почти во всех случаях, когда я улучшаю свою руку до двух пар, и когда две пары, вероятно, являются лучшей рукой, то я играю крайне агрессивно. Моя рука имеет очень, очень мало шансов на улучшение на ривере, тогда как мой оппонент очень часто будет прикупать вполне вероятную комбинацию. Когда я получаю на тёрне две пары, то я пытаюсь забрать банк сразу же, особенно если я играю против более чем одного оппонента.
- Если я улучшил свою руку и собрал стрит, то я почти всегда стараюсь сделать ставку и забрать банк, если против меня играет оппонент с прикупным флешем, то в этом случае подойдут ставки размером равные банку или, по крайней мере, двум третям банка. Если за столом нет прикупных флешей, то мой стрит бывает достаточно легко замаскировать. Если у меня именно такой маскируемый стрит, то тогда обычно подходит тактика чек-рейза.
- Если я улучшил свою руку до флеша, или у меня натсовый флеш, а карты на столе не спаренные, то мой оппонент может прикупить комбинацию максимум с десятью аутами. В этом случае у него есть примерно 20% шансов на выигрыш. Ставки размером в полбанка дадут ему шансы на банк три к одному, когда у него в лучшем случае есть 20% шанс собрать на ривере фулл-хаус.
- Если у меня нет натсового флеша, а у моего оппонента есть более старшая карта для флеша, тогда у него есть семь аутов. Он сможет собрать выигрышную руку примерно в 14% случаев. Но в этих случаях очень велика вероятность того, что оппонент бросится в погоню, если игра пойдёт за банк умеренного размера. Ставка примерно в полбанка даст им шансы на банк три к одному, и обычно вы получите ответный колл, когда они попытаются использовать свой последний шанс.
- Если я улучшил свою руку до фулл-хауса и считаю, что мой оппонент прикупает карту для стрита или флеша, то я почти всегда делаю ставку размером в треть банка. Мой оппонент поймёт, что он получает шансы на банк 4-к-1, и решит, что у него есть примерно 20% шансов получить искомую комбинацию, даже если он тянет «мертвую руку» (маловероятную комбинацию). Я хочу, чтобы они думали, что у них есть правильные шансы на банк для ответа коллом на мою ставку. Многие игроки совершают ошибку, делая здесь чек, в надежде на то, что их оппонент соберёт флеш или стрит. Я делаю ставку и даю своему оппоненту правильные шансы на банк, чтобы продолжить погоню за стритом или флешем. Если я пойму, что он собрали свою руку на ривере, то я всегда буду делать ставку единственно правильного размера против них - большую ставку - потому что знаю, что я получу в ответ колл или рейз.
Когда приходит «опасная» карта
Опасная карта - это карта, выпадающая на тёрне, которая, возможно, испугает участников розыгрыша с хорошими, но не отличными руками, полученными после флопа.
Если я был лидером торговли после флопа, а потом пришла опасная карта, то я считаю, что в очень многих случаях правильным будет уступить лидерство оппонентам. Если они до меня сделают ставку, то я просто отвечу коллом. Если они до меня делают чек, то я обычно просто в ответ делаю чек. По моему опыту, игроки склонны слишком часто прибегать в этой ситуации к чек-рейзам. Я буду оказывать им услугу, делая ставки. Моя цель - разыграть как можно более скромный банк, даже если это будет означать, что я даю своим оппонентам карту ривера бесплатно. Помните, бесплатная карта ривера обычно вредит мне лишь в 20% случаев. Я отдаю 20% своего «имущества», чтобы избежать обязательств ставить фишки в банк, когда очень велика вероятность того, что оппоненты смогут устранить меня из розыгрыша рейзами. Чек-колл вполне здесь подходит, если только я не смогу точно прочитать руки оппонентов и не разгляжу у них прикупную руку.
Если мой оппонент захватил лидерство в торговле после флопа или демонстрирует после флопа какую-то слабость, а на тёрне приходит старшая карта, то я с большой вероятностью вступлю в борьбу за банк и буду оказывать значительное давление, если мой оппонент продемонстрирует любую слабость.
Я старюсь помнить, что мои оппоненты делают всё возможное, чтобы определить, какая у меня рука. Если, по их оценкам, страшная карта могла мне помочь, я очень часто делаю такой ход, который подтверждает их предположения.
Я выяснил, что многие игроки делают ставки со слабой рукой после прихода карты-страшилки, которая не помогла их руке. Подобным же образом эти же самые игроки очень часто пытаются разыграть чек-рейз, когда опасная карта улучшила их руку.
Коллы с прикупной рукой
Когда остаётся сдать всего одну карту, то прикупные руки имеют очень небольшую ценность, если мои оппоненты делают ставки, соответствующие ситуации. Имея прикупной стрит или прикупной флеш, я смогу собрать такие руки только лишь в 16-18% случаев. Почти любая ставка нормального размера не даст мне нужных шансов на банк для продолжения.
Потенциальные шансы являются самым важным фактором, который я рассматриваю, когда принимаю решение об ответе коллом на ставку оппонента после того, как на тёрн пришла карта.
- Если мой оппонент имеет привычку отвечать коллом на большие ставки на ривере, то я склоняюсь к продолжению игры.
- Если я считаю, что мой оппонент очень силён, но моя прикупная рука сделает меня даже сильнее, то я склоняюсь к продолжению игры.
- Если наши стеки очень большие, то я склоняюсь к продолжению игры.
Если моя рука способна ввести оппонента в заблуждение (в идеале это прикупной дырявый стрит с двумя дырками), то я склоняюсь к продолжению игры. - Если о наличии у меня прикупной руки стало каким-то образом известно оппонентам, то я склоняюсь к сбросу карт, поскольку мои потенциальные шансы будут очень малы.
- Если мой оппонент - игрок профессионального уровня, то я склоняюсь к сбросу карт. Профессионалы в этот момент игры, как правило, могут очень точно прочитать мою руку, и они вряд ли заплатят мне, если я соберу свою комбинацию.
Полу-блеф
После тёрна я просто не могу позволить себе использование прямолинейной стратегии игры: ставить со своими хорошими руками и делать чек с плохими. Я должен комбинировать свою стратегию, иначе даже самые слабые оппоненты смогут нажиться на мне по полной программе. Лучший способ правильно применять «смешанную» стратегию - использовать тактику известную как полу-блеф.
Полу-блеф - это ставка, совершаемая с такой рукой, которая вряд ли является лучшей, но имеет шанс стать лучшей рукой на ривере. Проще говоря, полу-блеф даёт мне два способа выиграть руку: я либо соберу лучшую руку, либо мой оппонент, возможно, сбросит карты. Полу-блеф - это агрессивный ход, который заставляет моих оппонентов принимать решения. Иногда они будут принимать неверные решения, а я буду получать прибыль от их совершенных ошибок.
Я выяснил, что полу-блеф лучше всего работает тогда, когда мой оппонент продемонстрировал слабость либо на флопе, либо после тёрна. Я давлю на эту слабость и надеюсь с помощью полу-блефа забрать все фишки в банке. Если мой оппонент вдруг ответит коллом, то у меня, по крайней мере, будет несколько аутов на выигрыш, если я прикуплю нужную карту на ривере.
Вот некоторые из тех факторов, которые приводят меня к решению разыгрывать полу-блеф:
- Карта тёрна дала мне дополнительные ауты.
- Мой оппонент продемонстрировал слабость после флопа или после тёрна - в таком случае выше вероятность того, что полу-блеф позволит забрать банк без сопротивления.
- Карта тёрна могла дать мне более сильную руку, чем у оппонента, причём мои оппоненты не догадываются об этом.
- Мой оппонент не имеет привычки делать чек-рейз.
- Мой оппонент даже в малой степени не связан банком.
- Если я разыграю полу-блеф, то я не стану попадать в зависимость от банка.
- Я могу сделать достаточно большую ставку, чтобы заставить оппонента принять критически важное решение - я очень редко разыгрываю полу-блеф с коротким стеком.
- Большинство рук, которые я открыл за последнее время, были лучшими руками.
- У моего оппонента нет привычки делать колл при недостаточных шансах на банк. Если я разыгрываю полу-блеф, а мой оппонент прикупает карту, то он ответит коллом, и мне придётся делать ещё одну ставку на ривере. Это может сильно напугать его.
Выигрываем банк сразу
Если в банке находится значительная сумма денег, и я считаю, что у меня лучшая (хотя и уязвимая) рука, то я очень часто делаю слишком большую ставку размером с банк (овербет), чтобы выиграть его сразу.
В турнирах любой банк равный, по крайней мере, размеру половине среднего стека уже годится для серьезного хода -прибавление всех этих фишек к моему стеку без дополнительного риска в большинстве случаев стоит того, чтобы отдать часть своей потенциальной прибыли от игры после тёрна. Это особенно верно, когда немедленный выигрыш банка сделает меня одним из лидеров по количеству фишек или принесёт мне более серьёзные шансы продвинуться вверх по турнирной таблице.
Если моя рука вряд ли улучшится, и я считаю, что у меня лучшая рука на данный момент, то я с большой вероятностью сделаю большую ставку в борьбе за банк. Стрит и флеш - это всё одинаково уязвимые руки, когда на столе лежат две или одна пара, и когда стол демонстрирует возможность построения стрита или флеша. Маленькие оверпары на столе исключительно уязвимыми (T-T, когда на столе 9-5-3-2).
При игре против очень скрытных, способных к обману и опытных оппонентов моментальный выигрыш банка является отличной практикой. Хорошие игроки умеют использовать опасную карту ривера так, чтобы поставить меня в действительно затруднительную ситуацию.
Продолжение следует...