Найти тему
Сергей Ж

Ох уж эти электрокары

Одной из самых обсуждаемых компаний этого года является производитель электромобилей - TESLA. Сегодня рассмотрим ее текущее положение и перспективы.

Разбор бизнеса #Tesla

Бизнес был основан в 2003 году, очень много споров ходит вокруг личности его основателя, Илона Маска. По официальным источникам, основателями компании являются Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг, но основной вклад в компанию сделал, конечно же, Маск.

Линейка электромобилей впечатляет, почти каждые 2 года выходит новая модель, несмотря на то, что во многих странах отсутствует даже инфраструктура для них:

2008 - Tesla Roadster;

2012 - Tesla Model S;

2015 - Tesla Model X;

2017 - Model 3;

2019 - Tesla Semi (грузовик);

2020 - Model Y (кроссовер);

2021 - Tesla Cybertruck;

Основную часть выручки приносят продажи авто, более 93%, оставшиеся 7% приносит производство и хранение электроэнергии через дочернюю компанию SolarCity. Географически, 51% выручки приходится на США, 12% на Китай и 37% на остальные страны. Я думаю, в перспективе это распределение будет меняться, когда в мире начнет развиваться инфраструктура для электромобилей.

Капитализация компании составляет $222 млрд., только вдумайтесь в эту цифру. Для примера, капитализация FORD - $24 млрд., GM - $36 млрд., BMW - $41 млрд.

Рынок оценивает TESLA, как IT компанию, а не как производителя автомобилей. С одной стороны, на рынке авто с ДВС достаточно серьезная конкуренция и низкая маржинальность, рынок электромобилей только начинает набирать обороты и есть отличные перспективы в ближайшие 5-10 лет. С другой стороны, TESLA с 2012 по 2019 годы показывает убытки на операционном уровне, несмотря на это, капитализация компании продолжает расти.

В 1 квартале 2020 года произошло чудо, это единственный 1й квартал за последние годы, когда TESLA показала профит, пусть и небольшой. Это в совокупности с другими факторами вызвало оптимизм у инвесторов и с минимумов марта в 400$ акции улетели на рекордные 1200$.

На сколько такой оптимизм оправдан сложно сказать, теоретически, акции могут улететь еще выше. Но нужно понимать, что рано или поздно на этот рынок придут другие производители и с ними придется делиться. У TESLA есть определенный опыт за плечами, есть передовые технологии, вроде беспилотного такси, аналогично тем, что разрабатывают Yandex и Google, есть база данных с текущих авто, что позволяет им оптимизировать алгоритмы и увеличивать производительность. Текущая линейка автомобилей может покрывать спрос, как со стороны бизнеса, так и со стороны физ. лиц, что позитивно влияет на продажи.

Мультипликаторы здесь смотреть бесполезно, они либо отрицательные, либо стремятся к бесконечности. Долговая нагрузка по итогам 1 квартала остается на уровне $14 млрд., ND/EBITDA = 2, что в пределах нормы.

Бизнес компании однозначно перспективный, мы видим, как быстро и масштабно возводятся ее фабрики, их электромобили можно встретить во многих странах, в том числе в России. Спрос продолжает расти, особенно в крупных городах, вроде Москвы, где парковки для электромобилей везде бесплатные. Одновременно данные автомобили более экологичные (если исключить неправильную утилизацию АКБ и электроэнергию с угольных станций), выбросы вредных веществ отсутствуют.

Лично мне компания нравится, но по текущим ценам не готов ее покупать. Ниже 450$ я бы присмотрелся к покупке, дадут ли такие цены, я не знаю. В любом случае, относительно своих текущих финансовых показателей все, что выше 450$, кажется очень дорогим.

⚠️ Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Акции Tesla
Акции Tesla