В среду 1 июля 2020 года акции Tesla достигли исторического максимума, увеличив капитализацию до $208,7 млрд, что выше стоимости японского автогиганта Toyota Motor Corp, которая, на тот момент оценивалась в $201,9 млрд.
Фото: facebook.com
О рекордах Tesla
В январе 2020 года компания Маска добилась удивительного результата став вторым автопроизводителем в мире по размеру рыночной капитализации, обогнав концерн Volkswagen AG. Уже тогда скептикам показалось, что такой результат незаслужен и похож на очередной мыльный пузырь на рынке американских акций. Но новость первого дня июля с новой силой заставила задуматься на тему реалистичности таких котировок компании Tesla, Inc. (SPB: TSLA).
По случайному стечению обстоятельств компания вышла на биржу почти ровно 10 лет тому назад - 29 июня. За это время акции компании показали рост на почти 6000%. Интересно отметить, что котировки акции компаний бывшей большой тройки американских автопроизводителей Ford Motor Company (SPB: F) и General Motors Company (SPB: GM) за тот же период упали на 50% и 27%, соответственно.
Если найдется человек, который ничего не знает о самих компаниях, но видит впервые в жизни котировки и данные об объеме продаж и капитализации компаний без указания где чьи числа, то такой «лунатик» однозначно припишет объем продаж в 10,7 млн автомобилей (реальные продажи Toyota в 2019 году) компании с капитализацией $208,7 млрд, а компании с капитализацией $201,9 млрд он не припишет продажи 367,5 тыс. штук автомобилей (реальные продажи Tesla за 2019 года, а в 1 квартале 2020 – 88400 штук, что на 21% ниже 1 квартала 2019 года) и заявит, что такой компании, которая подходит под числа ему не предложили.
Действительно, как компания, имеющая объем продаж в 25 раз меньше, может иметь капитализацию больше?
Истории рыночных пузырей недавнего прошлого
- Первым вспоминается пузырь технологических компаний 2000 года. Еще в марте 2000 года Cisco Systems Inc. (SPB: CSCO) достигла рыночной капитализации чуть выше полутриллиона долларов. Аналитики предсказывали ей быстрое достижение заветных 1 трлн долларов. Пройдет всего несколько недель и пузырь лопнет. К 2002 году Cisco Systems потеряет 87% своей рыночной капитализации вместе с другими участниками пузыря. Инвесторы так до сих пор и не увидели рекордных чисел 2000 года.
- Аналогична история Qualcomm Inc. (SPB: QCOM), акции которой торговались по 25 долларов в начале 1999 года, а 29 декабря 1999 года достигли знакового уровня в 1000 долларов. Последующие два года акции компании провели на уровне цен на 90% ниже, чем пиковые значения конца 1999 года. Только в 2020 году покупатели Qualcomm смогли увидеть цены выше 1999 года.
- Нефтяные цены более 100 долларов за баррель не могли не радовать страны ОПЕК и Россию, но ведь простая логика подсказывает, что чем выше цены на нефть, тем сложнее развиваться мировой экономике. Кризис 2008 и 2020 годов позволил вернуть цены на нефть в более разумное русло, хотя это и печально для нашей страны.
- Не менее очевидная история с пузырем Bitcoin. Достигнув своего пика в декабре 2017 года цифровая валюта потеряла более 80% стоимости за последующие 12 месяцев, чтобы в дальнейшем быть источником постоянной волатильности, но не плавного роста.
Вернемся к Tesla
Процитируем Роберта Шиллера из его книги «Иррациональное изобилие»: «Иррациональное изобилие - это психологическая основа спекулятивного пузыря. Я определяю спекулятивный пузырь как ситуацию, в которой новости о повышении цен подстегивают энтузиазм инвесторов, распространяющийся в результате психологического заражения от человека к человеку, в процессе усиления историй, которые могут оправдать рост цен, и привлечения все большего и большего класса инвесторов, которые, несмотря на сомнения в реальной стоимости инвестиций, привлекаются к ним отчасти из-за зависти к чужим успехам и отчасти из-за азарта игрока».
Каково реальное положение дел в компании Маска?
- Низкие объемы продаж. Ниже чем конкуренты, ниже, чем собственные обещания. Справедливости ради отметим, что 2 квартал 2020 года компания закончила рекордными продажами - 90,7 тыс. автомобилей, что выше показателей первого квартала 2020 года – 88,4 тыс. штук.
- Большое число нареканий на качество продукции. А Model Y недавно заняла почетное первое место с конца, как самая некачественная машина на американском рынке.
- Отсутствие прибыли (отдельные месяцы она была, не спорим).
- Скромный размер активов.
- Скромные возможности для серьезной экспансии.
Аналитики сходятся во мнении, что Tesla уготована участь вечного нишевого игрока, особенно учитывая, что все автомобильные производителя, наконец, серьезно занялись разработками автомобилей на альтернативной энергии. Разработки велись давно, но были своего рода игрушкой и диковинкой. Именно сейчас мировой автопром массово сделал ставку на электромобили и на водородные версии, а также на гибридные варианты.
Возможно, что спустя годы мы скажем спасибо за бурное развитие альтернативных автомобилей именно Маску, но будет ли тогда существовать его компания остается под большим вопросом.
За вдумчивые инвестиции и здоровье!
---
Телеграм-канал «Финграмота / Fingramota.org» - https://t-do.ru/fingramota_org