Не успели предприниматели оправиться от пандемических ужасов, а налоговые органы тут как тут. Мало того, что отсрочки и послабления получили только как-то странно выбранные «пострадавшие отрасли», а команда на наполнение бюджетов уже дана – пустующие счета малого бизнеса засыпаны требованиями о безакцептном списании, блокировками и прочими блокадами квот.
Клиенты звонят по этому поводу регулярно. Не скрою, мы сами пару раз удивились – как районная налоговая «погуляла» на нашем расчетном счету. Мы оценили перспективы споров с фискалами, и родился этот грустноватый материал.
Начнём с примера
Малый бизнес: кофейня с оборотом 1 миллион рублей в месяц.
- При налоговом режиме УСН – 6% всех поступлений забирает государство (60 тысяч)
- Фонд заработной платы – допустим 300 тысяч в месяц (40% в среднем к этой сумме – налоги и взносы с фонда оплаты труда – еще 120 тысяч)
- Аренда помещения – 100 тысяч в месяц
- Закуп кофе и прочего – еще 300 тысяч
Все цифры весьма условные, на знание рентабельности кофейного бизнеса мы не претендуем. Итого из миллиона предприниматель затратил 880 рублей. Себе и своей семье мог оставить 120 тысяч. Для Москвы мало, для Саратова – нормально. Кто скажет – это прям хорошо, пусть не забывает, что сам бизнесмен в зоне риска – это вам не по найму – эти 120 тысяч могут быть, а могут не быть, никто не страхует, а 880 тысяч надо тратить каждый месяц (или чуть меньше, но надо).
А вот теперь смоделируем жизнь этого предпринимателя в период март - июль 2020 года. Примерно в этот период он вообще ничего не зарабатывал, ну может, перебивался кофе на вынос, но миллиона точно не имел. Пять месяцев ему было запрещено принимать в кофейне гостей, при этом:
- - арендная плата осталась;
- - коллектив увольнять нельзя, затаскает прокуратура, да и где потом взять новый коллектив;
- - значит, налоги по большей части останутся.
При снижении расходов на закуп, снижения 6-процентного налога (обороты меньше) и возможно – уступки со стороны арендодателя – 400 – 500 тысяч тратить всё равно придётся. А своего дохода в это время просто нет – пресловутая «подушка безопасности» является мифом, которым ласкают себя словоохотливые чиновники.
Как будет изворачиваться предприниматель – никому не известно и никого не заботит. Скорее всего, эти пять месяцев он не сможет платить налоги – в этом случае к августу 2020 года у него накопится минимум 600 тыс. долга по налогам от фонда оплаты труда и 100 – 200 тысяч налога по УСН.
В августе на все эти долги налоговый орган выставит к счету должника требования. Предприниматель уже начал работу и, допустим, снова вышел на оборот 1 млн. в месяц (хотя это маловероятно). С этой суммы он может оплачивать долги только в размере 120 тыс. (своего дохода); остальные – снова его текущие расходы. А на счету – блокада размером 700 – 800 тысяч.
Вопрос: что случиться быстрее – владелец кофейни погасит долг по налогам или его бизнес перестанет существовать?
От риторического вопроса перейдём к самой проблеме.
Налоговому органу позволено третировать счёт ИП или ООО двумя способами: списание долга безакцептно и блокада квоты.
Со списанием всё понятно – сколько ФНС насчитала долга, столько и спишет.
Блокада – это замораживание на счету суммы в размере долга до момента его погашения. Деньги на счету лежат, но пользоваться ими нельзя. После погашения долга – блокада снимается.
Такие меры являются крайними, и применять их налоговый орган постоянно не обязан. Сотрудники просто облегчают себе жизнь, так как заблокировать счет можно дистанционно с рабочего компьютера специалиста ФНС. Остаётся просто ждать, когда к предпринимателю придут деньги и сами спишутся.
Более самоубийственные действия для экономики сложно себе представить. Малый бизнес – это основа потребления, уровня жизни граждан и рабочие места. Как правило, именно малый бизнес создаёт в стране комфортную среду обитания. Да еще и наполняет бюджет. Как можно резать куриц, несущих только золотые яйца?
Как бы поступил государственный орган в стране, где принято, что бы чиновники разбирались в экономике? А вот так:
- отменил бы меру по блокировке счетов и безакцептном списании,, как не соответствующую экономической ситуации;
- отменил бы пени за просрочку уплаты налога, так как просрочка вызвана стагнацией в экономике и доказывать трудное положение предприниматель не должен;
- стимулировал потребление по стране, вкинув деньги в экономику, даже путем поголовного субсидирования населения (Швейцария тому примером, а там с пеленок в экономике разбираются – страна банкиров как никак).
Мы не ставим себе целью дискутировать о том, что население обленится, бюджет не выдержит. Подобная ересь интересна только на лавочке под семечки. Выданные деньги никуда из экономики не деваются, они тратятся. Потом с этих поступлений платятся налоги. Причем, чем больше перепало малому и среднему бизнесу – тем больше налогов. Как известно – не малый бизнес выводит капитал из страны, ой не малый.
Но пока основным нацпроектом является «Приватизация прибылей и национализации убытков», мы не будем услышаны. Дай бог, чтобы прочитаны.