Давайте сначала познакомимся поближе с этой удивительной книгой.
СЛОВО «Библия» происходит от греческого слова библи́а, которое означает «папирусные свитки» или «книги». В сущности, Библия — это сборник, библиотека, из 66 отдельных книг, которые писались на протяжении примерно 1 600 лет, с 1513 года до н. э. по приблизительно 98 год н. э.
Первые 39 книг — примерно три четверти Библии — известны как Еврейские Писания, так как они были написаны в основном на этом языке. Обычно эти книги разделяются на три группы: 1) исторические — от Бытия до Есфири, 17 книг; 2) поэтические — от Иова до Песни Песней Соломона, 5 книг; 3) пророческие — от Исаии до Малахии, 17 книг. В Еврейских Писаниях рассказывается о ранней истории Земли и человечества, а также об истории древнего израильского народа со времени его появления и по V век до н. э.
Остальные 27 книг известны как Христианские Греческие Писания, так как они были написаны на греческом языке, международном языке того времени. В основном они расположены в тематическом порядке: 1) 5 исторических книг — Евангелия и Деяния; 2) 21 послание и 3) Откровение. Христианские Греческие Писания сосредоточиваются на учении и деятельности Иисуса Христа и его учеников в I веке н. э.
Можно ли этой книге доверять?
«В Библии я вижу гораздо больше признаков достоверности, чем в каком бы то ни было труде по светской истории» (сэр Исаак Ньютон, знаменитый английский ученый). сноска 1
МОЖНО ли этой книге, Библии, доверять? Рассказывается ли в ней о людях, действительно живших, местах, существовавших на самом деле, и событиях, произошедших в действительности? Если да, то должны быть доказательства того, что она была написана внимательными, честными людьми. И доказательства действительно существуют. Многие из них найдены в земле, но еще больше содержится в самой книге.
Доказательства из раскопок
На территории стран, упомянутых в Библии, были найдены остатки древних культур, которые подтвердили историческую и географическую точность Библии. Рассмотрим лишь некоторые доказательства, найденные археологами.
Давид, смелый юный пастух, ставший царем Израиля, хорошо известен читателям Библии. Его имя появляется в Библии 1 138 раз, а выражение «дом Давида» или «дом Давидов», под которым часто подразумевается его династия, встречается 25 раз (1 Царств 16:13; 20:16). Однако долго не было убедительных небиблейских доказательств того, что Давид существовал. Был ли Давид просто выдуманной личностью?
В 1993 году группа археологов под руководством профессора Авраама Бирана сделала выдающееся открытие, о котором сообщалось в одной израильской газете («Israel Exploration Journal»). На месте раскопок древнего холма, называемого Телль-Дан, в северной части Израиля, они обнаружили базальтовый камень. На камне высечены слова «дом Давида» и «царь Израильский» сн.2. Считается, что надпись, датируемая IX веком до н. э., была частью победного монумента, воздвигнутого арамеями — врагами Израиля, жившими к востоку. Почему так важна эта надпись?
В основанной на отчете профессора Бирана и его коллеги, профессора Иосифа Навеха, статье в «Библейском археологическом обозрении» говорилось: «Впервые имя „Давид“ найдено в одной из древних небиблейских надписей» сн.3. Кое-что еще в этой надписи заслуживает внимания. Выражение «дом Давида» написано одним словом. Профессор лингвистики Ансон Рейни объясняет: «Словораздел... часто опускается, особенно когда комбинация образует установившееся название. Выражение „дом Давида“, несомненно, было в середине IX века до н. э. таким политическим термином и географическим названием» сн.5. Таким образом, царь Давид и его династия были, очевидно, хорошо известны в древнем мире.
Существовала ли на самом деле Ниневия — великий город Ассирии, упомянутый в Библии? Еще не так давно, в начале XIX века, некоторые критики Библии отказывались в это верить. Но в 1849 году сэр Остин Генри Лэйярд раскопал руины дворца царя Синахериба в Куюнджике, в городище, которое оказалось частью древней Ниневии. Поэтому критикам пришлось замолчать. Но этим руинам предстояло поведать миру еще больше. На стенах хорошо сохранившейся комнаты помещался рельеф, изображавший взятие хорошо укрепленного города и захват пленных, которые проходили перед царем-завоевателем. Над изображением царя находится такая надпись: «Синахериб, повелитель мира, царь Ассирии, воссел на нимеду-троне и произвел смотр трофеев, (добытых) в Лахисе (Ла-ки-су)» сн.6.
Этот рельеф и надпись, которые можно увидеть в Британском музее, соответствуют сообщению Библии, записанному в 4 Царств 18:13, 14, о том, что Синахериб взял иудейский город Лахис. Подчеркивая важность находки, Лэйярд писал: «Кто мог подумать до этих открытий, что под грудой земли и отходов, отмечавших местонахождение Ниневии, мы найдем описание войн между Езекией [царем Иуды] и Синахерибом, составленное в то самое время, когда они произошли, самим Синахерибом и подтверждающее до мельчайших подробностей слова Библии?» сн.7
Археологи раскопали много других остатков материальной культуры: керамику, руины зданий, глиняные таблички, монеты, документы, памятники и надписи, которые подтверждают точность Библии. Археологи обнаружили Ур Халдейский — торговый и религиозный центр, в котором жил Авраам (Бытие 11:27—31) сн.8. В летописи Набонида, извлеченной из земли в XIX веке, описывается захват Вавилона Киром Великим в 539 году до н. э., событие, о котором рассказано в 5-й главе книги Даниила сн.9. В надписи (фрагменты которой хранятся в Британском музее), обнаруженной на арке в древних Фессалониках, содержатся имена правителей города, называвшихся «политархами», тем словом, которое было неизвестно в классической греческой литературе, но которое использовал Лука сн.10 (Деяния 17:6, «Новый перевод»). Таким образом, это, как и остальные детали, подтвердило точность Луки. (Сравните Луки 1:3.)
Археологи, однако, не всегда соглашаются друг с другом, не говоря уже о том, чтобы соглашаться с Библией. Тем не менее в самой Библии содержатся убедительные доказательства того, что это — книга, которой можно доверять.
сноски: 1. Watson Richard. Two Apologies. 1820, p. 57.
2. Israel Exploration Journal. 1993, Vol. 43, Nos. 2, 3, pp. 81, 90, 93.
3. Biblical Archaeology Review. March/April 1994, p. 26.
4. Biblical Archaeology Review. May/June 1994, p. 32.
5. Biblical Archaeology Review. November/December 1994, p. 47.
6. Ancient Near Eastern Texts. Edited by James B. Pritchard, 1974, p. 288.
7. Sir Austen Henry Layard. Nineveh and Babylon. 1882, pp. 51, 52.
8. Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Edited by Avraham Negev, 1972, p. 329.
9. Ancient Near Eastern Texts, pp. 305, 306.
10. Cobern Camden M. The New Archeological Discoveries. 1918, p. 547.
В следующий раз о честности писавших Библию.
ba 1997.