Традиционно представление о ракетах в фантастических сюжетах сильно отличалось от реальности. В книгах или фильмах космические корабли представляют собой волшебные машины, способные взмыть в небеса не используя даже двигателей (о первых ступенях или твердотопливных ускорителях и говорить нечего). К сожалению, технологии антигравитации, в теории позволяющей это реализовать людьми пока не освоены. Двигатели использовать придётся, но попытаться отказаться от отделяющихся частей можно.
Для начала разберёмся, что из себя представляет обыкновенная многоступенчатая ракета. Ответ прост - несколько ракет поставленных одна на другую или прицепленных по бокам. Такая система позволяет выйти на устойчивую орбиту и при желании даже вернуть какие-то части на землю для повторного использования. Но в таком случае мы не можем вернуть всю ракету на Землю, точнее это будет просто невыгодно - дорого и сложно. Тогда как в случае с одноступенчатыми ракетами аппарат находится в неизменном виде на старте, в космосе и при посадке, что снижает стоимость запуска до минимума. Так почему же богатые люди до сих пор не могут приобрести космическую яхту, которая не заставит морочиться с покупкой новых ступеней для каждого полёта?
Во первых, такой аппарат будет огромен по сравнению с полезной нагрузкой, которую сможет выводить на орбиту. Проще говоря вам потребуется целый истребитель, чтобы вывести на орбиту хомячка и не дать ему умереть.
Проекты одноступенчатых ракет предлагались и даже строились довольно долго, но несмотря на это мало кому удалось выйти в космос, некоторые, даже не были достроены.
Но какие-же они были и есть, одноступенчатые ракеты?
Звание самого "страшного и необычного" гордо носит проект Roton - гравицапа, которая должна была проходить сквозь плотные слои атмосферы при помощи обыкновенного винта, как у вертолёта, а далее включать реактивные двигатели для выхода на орбиту. От проекта отказались из-за крайне низкой управляемости, которая иногда исчезала вообще.
Также был достроен космолёт DC-X компании McDonnell Douglass. За проект взялось NASA, но после первой же неудачи забросило.
Самым реалистичным на данный момент выглядит проект Skylon - космоплан с горизонтальным взлётом и посадкой. Двигатели космического самолёта будут собирать воздух прямо налету и сжиживать его охлаждая. Таким образом Skylon позволяет брать с собой значительно меньше окислителя - только для полёта уже в космическом пространстве.
Если вам понравился пост - ставьте лайки, подписывайтесь на канал и не забывайте делиться статьёй с друзьями. До новых встреч и пока-пока!