Написать текст по тележкам к мотоблоку меня побудила одна публикация на Дзене, где автор категорически не советовал покупать тележки, так как у него купленная тележка почти сразу сломалась. Категоричные суждения редко когда оправданы, тем более, если есть опыт владения тележкой более 6 лет.
Тележку к мотоблоку сразу покупают, обычно, если есть деньги или если есть конкретная необходимость в ней. Стоит тележка примерно 15 тыс. руб., что при стоимости неплохого мотокультиватора от 25 тыс. руб весьма приличная цена. Есть еще люди которые размышляют над покупкой, так как тележка облегчит им труд, но стоит относительно дорого, особенно, если человек владеет мотокультиватором, а не мотоблоком и ему необходимо дополнительно покупать пневматические колеса.
Но, допустим, тележку купили, собрали. На что сразу стоит обратить внимание:
1. Весь, абсолютно весь крепеж должен быть оцинкованным. Иначе за несколько месяцев он заржавеет намертво. По собственному опыту скажу так, что штатный оцинкованный крепеж заржавел за год использования тележки. Те крепления, которые использовались чаще, например, откидная подножка, заржавели еще быстрее. Отсюда сразу рекомендация: смазать резьбовые части болтов и винтов (завернутых) консистентной смазкой типа солидола или литола.
2. Устройство тормозов тележки. Чаще всего это тросик или сразу два тросика, идущих от тормозной педали через втулки к колесам. Далее, на осях смонтировано тормозное устройство фрикционного типа, то есть при натяжении тросика пластины тормозного устройства прижимают к осям колес фрикционные накладки. У нашей тележки эти накладки были сделаны из мешковины или похожего материала и за 2 года сгнили. Примерно через год от начала эксплуатации, тормоза перестали отжиматься от осей. На движении это не сказывалось особо, так как прижима не было, но это протирало тормозные накладки. Поэтому, что нужно сделать сразу: оценить долговечность и работоспособность тормозов. При необходимости добавить пружинки либо, как в итоге пришлось сделать мне - полностью удалить штатные тормоза. Как сделать хорошие рабочие тормоза на тележку - рекомендую посмотреть ролики на Ютуб, там много вариантов. Сейчас мы ездим без тормозов, торможение происходит за счет двигателя мотоблока и в среднем, тормозной путь не превышает 2-3 метров.
3. Сидушка. Сидушка очень важна, особенно, если планируются поездки на 500 и более метров. По отзывам, пластиковые цельнолитые сидушки, слишком жесткие. Достаточно неплохие сидушки с поролоновым наполнителем, но их долговечность примерно 3-4 года. К этому времени, как правило, ломаются петли и начинает подгнивать основа сидушки + может полопаться дермантиновая обшивка.
Теперь немного об особенностях эксплуатации:
1. заявленная грузоподъемность многих тележек - 350 кг. Это значит, что вычитая вес ездока, примерно 80-100 кг, мы получаем грузоподъемность около 250 кг. По опыту личному опыту так и есть, такую массу тележка спокойно вывозит, да и культиватор наш маломощный с натягом, но тащит. Есть люди, которые нагружали тележки и бОльшими массами, вплоть до полутонны. Такая нагрузка очень чревата поломками как несущих конструкций, колесных узлов, так и мотоблока.
Вообще, мое мнение относительно покупных товаров следующее: пока действует гарантия производить как можно меньше вмешательств в конструкцию, после окончания гарантии, по выявленным недостаткам - доработать конструкцию под себя.
2. Необходимо усиливать петли, которые крепят откидную сидушку над ящиком. Петли в тележках используются самые дешевые и через несколько лет эксплуатации их отрывает от самой сидушки. Вариантов тут два: попроще - добавить петель, посложнее - полностью заменить. А пока тележка новая и петли еще на месте, открывать сидушку следует аккуратно, также не следует на ней ёрзать :) это тоже нагрузка на петли.
3. Штатные тормоза почти бесполезны.
4. Проводя ТО для мотоблока, потратьте немного времени на ТО для тележки. Для этого нанесите смазку на трущиеся поверхности, обновите или нанесите смазку на резьбовые части винтов или болтов. Проверьте петли сидушки и заднего борта на износ. Проверьте сидушку на повреждения. Проверьте функционирование тормозной системы. Проверьте колеса: они должны вращаться свободно без заеданий. Кроме того, необходимо оценить их положение, так как под большими нагрузками ступицы может немного развернуть (да-да, приварные ступицы выворачивает и меняется угол наклона колеса). Все недостатки надо устранить. Тогда тележка будет работать более безотказно и долговечно.
5. Перевозя грузы, которые могут повредить лакокрасочное покрытие, рекомендую стелить на дно тележки какой-нибудь защитный материал. У меня используется тент для защиты от дождя, купленный в Леруа Мерлен. Материал тента напоминает материал, из которого изготовлены мешки.
6. Мотоблок с тележкой - это уникальное транспортное средство. С одной стороны - это почти минитрактор, с другой стороны - это ТС вне закона. Правилами дорожного движения запрещено перемещаться на мотоблоке по дорогам общего пользования. Будьте внимательны и аккуратны, так как были случаи, когда оператора мотоблока, едущего по обочине дороги и имеющего права категории В, лишали основных водительских прав.
7. Что делать, если вы загрузились, и не можете тронуться с места? Действия Ваши, должны быть следующими:
Сначала слезаем с тележки, тем самым мы снизили нагрузку. Если перегруз был небольшой, то после того как мотоблок поехал можно запрыгнуть на тележку и продолжить движение нормальным ходом. Если перегруз был большой, и мотоблок с седоком не едет, то придется либо разгружаться либо идти рядом с мотоблоком подталкивая его при необходимости.
Если предыдущие советы не помогли, тогда любым способом нагружаем сам мотоблок. Спереди у него, как правило, есть штырь или колесико, вешаем на него любой приличный груз. Из личного опыта: гиря на 16 кг для легкого культиватора "Кайман" позволила догрузить тележку примерно на 100 кг. Из забавных роликов, рекомендую посмотреть ролики, где 6.5 л.с. культиватор буксирует пустую фуру с полуприцепом. Это промо ролик компании производящей культиваторы и чтобы сдернуть фуру, три человека, проявляя чудеса ловкости залезли на мотоблок.
8. Борта тележки можно нарастить и загружать в нее больший объем. Но учтите, что при торможении или спуске с горки, груз может пойти вперед на оператора мотоблока, что чревато, иногда, травмами.
9. Перед каждым выездом проверяйте давление в пневмоколесах мотоблока и тележки. Если давление к колесах тележки будет низким, то это усилит сопротивление качению колеса и мотоблоку будет тяжелее тащить тележку. Если в колесах мотоблока будет недостаточное давление, то есть вероятность проворота диска колеса относительно резины и камеры. В таком случае, диск может прорезать отвод для подкачки колеса (из личного опыта :) )
Изначально хотел еще о доработках написать, но посмотрел, что текста итак много. Поэтому в следующей статье расскажу о доработках тележки, которые я сделал и которые значительно упрощают ее эксплуатацию.
Поэтому подписывайтесь на мой канал. Ближайшие статьи я буду писать в основном о мотоблоках и культиваторах и расскажу о своих доработках мотокультиватора.