Найти в Дзене
Направления

Узкоколейка из ТОП-10 ЖД маршрутов планеты.

Ранее Архангельская область была опутана сетью узкоколейных железных дорог. Узкую стальную нить можно было встретить практически повсеместно - леспромхозов было много, а для добычи леса из труднодоступных мест строились УЖД. На 60 - 70-е года выпал расцвет узкоколеек, вместе с ними возникали новые поселения и отдалённые лесные станции. Но, вместе с развалом страны, узкую колею начали планомерно уничтожать, обычно это были "эффективные" менеджеры на местах, которых интересовала только прибыль, зачастую личная. Большинство узкоколеек было закрыто, сейчас о них напоминают лишь постепенно зарастающие просеки. Но нескольким всё же удалось выжить, в том числе и героине нашей статьи - Кудемской узкоколейной железной дороге. Ранее узкоколейка брала начало на окраине Северодвинска, рядом с рекой Кудьма, в честь которой и была названа. Сейчас же эта станция закрыта, пути на ней разобраны, поэтому поезда ходят от станции Водогон. Расписание поездов не очень удобное для туристов, но зато можно пер

Ранее Архангельская область была опутана сетью узкоколейных железных дорог. Узкую стальную нить можно было встретить практически повсеместно - леспромхозов было много, а для добычи леса из труднодоступных мест строились УЖД. На 60 - 70-е года выпал расцвет узкоколеек, вместе с ними возникали новые поселения и отдалённые лесные станции.

Но, вместе с развалом страны, узкую колею начали планомерно уничтожать, обычно это были "эффективные" менеджеры на местах, которых интересовала только прибыль, зачастую личная. Большинство узкоколеек было закрыто, сейчас о них напоминают лишь постепенно зарастающие просеки. Но нескольким всё же удалось выжить, в том числе и героине нашей статьи - Кудемской узкоколейной железной дороге.

Ранее узкоколейка брала начало на окраине Северодвинска, рядом с рекой Кудьма, в честь которой и была названа. Сейчас же эта станция закрыта, пути на ней разобраны, поэтому поезда ходят от станции Водогон.

Станция "Водогон".
Станция "Водогон".

Расписание поездов не очень удобное для туристов, но зато можно переночевать в живописных местах рядом с Белым озером, а затем, если договоритесь с местными, доехать и до Палозера, куда поезд не ходит.

Мы же приехали со своей пионеркой, поэтому подстраиваться под расписание не пришлось. Кстати, на станции есть целый "парк пионерок" - практически в каждом сарае она есть. А одну уже достали и готовят к поездке в посёлок Белое Озеро.

Техника на обслуживании.
Техника на обслуживании.
"Гараж" для дрезины-пионерки
"Гараж" для дрезины-пионерки

Пионерка местного жителя.
Пионерка местного жителя.

Сейчас по узкоколейке по большей части осуществляется пассажирское движение, но иногда возят и лес. На станции как раз был обнаружен грузовой состав.

Лес на отдалённых путях станции.
Лес на отдалённых путях станции.
-6

Это хороший знак, значит дорога живёт. Теперь немного информации - сейчас участок, на котором осуществляется движение поездов, всего 32 километра, но на этом пути не заканчиваются. От Белого Озера они тянутся до Палозера и ещё дальше, но если до Палозера ещё можно проехать, то на дальние участки заезжают только смельчаки. Общая длина с дальними участками не менее 72 километров, что довольно солидно.

Ну а мы тем временем начинаем свою поездку.

Первые метры по Кудемской УЖД.
Первые метры по Кудемской УЖД.

Кудемская узкоколейка не зря попала в топ-10 лучших железнодорожных маршрутов планеты - здесь красивейшая и разнообразная природа, а иногда стальная нить подходит вплотную к водной глади озёр.

-8
-9
-10

Первые километров 15 проходят по дачной застройке и деревням, до которых ещё можно доехать на машине. Затем узкая колея устремляется вглубь тайги. Дальше только поездом или пионеркой, хотя местные используют и велосипеды, и мотоциклы, поэтому рядом с путями неплохо протоптана тропинка.

Дачи
Дачи

Бани стоят прям вдоль дороги, и это неудивительно - прям за этими зарослями есть озеро.

Бани.
Бани.

На 22 километре есть артефакт - отставленный вагончик путейцев. Судя по фото в интернете, стоит он здесь уже очень долго.

22 километр.
22 километр.
Куда же без болот.
Куда же без болот.

Вскоре показался посёлок Белое Озеро и станция при нём. Кстати, депо и вся техника находится именно здесь. Тут же живут и работники дороги.

Путевое развитие станции "Белое Озеро".
Путевое развитие станции "Белое Озеро".

Здесь есть вокзал, который поддерживают в хорошем состоянии. Пассажирских вагонов несколько, в том числе и "новый", 2013 года выпуска.

Здание вокзала.
Здание вокзала.
Состав у пассажирской платформы.
Состав у пассажирской платформы.
Креативный подход к вывозу мусора.
Креативный подход к вывозу мусора.

Сам посёлок находится у одноимённого озера, которое входит в целых комплекс озёр этих мест. Очень красиво, жаль что не получилось всё изучить поподробнее, всё же плотный график вносил свои коррективы.

-19

Пути на Палозеро, туда мы уже не успевали доехать, но зато есть стимул вернуться в эти края ещё разок.

Путь на Палозеро.
Путь на Палозеро.

Фото техники на станции:

-21
-22
-23
-24

Посетить Кудемскую УЖД, одну из шести оставшихся в Архангельской области, проще всего - до Архангельска можно добраться на поезде/самолёте, до Северодвинска на ежечасном (иногда и чаще) автобусе, а там уже рукой подать до станции Водогон. Для любителей русской природы и железных дорог это путешествие просто маст хэв.

Спасибо что прочитали, поддержите автора лайками и репостами :)