Каждому родителю малыша очень хочется поскорее услышать его речь! Но, не каждый родитель понимает, что может косвенно влиять на процесс. При чем, это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Что же могут сделать взрослые, чтобы ребенок скорее заговорил:
1. Самый первый враг развития речевого аппарата - это соска.
Пока ребенок сосет, он не может говорить. Любые звуки крохи и даже мимика, копирующая мимику мамы при общении с малышом - уже старт в развитии речевого аппарата. Они не возможны "в присутствии" соски - рот занят, мозг сосредоточен на сосании, на остальное времени нет.
Хотите, чтобы ребенок заговорил раньше? Уберите соску или пользуйтесь ею дозировано только в особо сложных случаях.
2. Говорите с ребенком.
И не важно, что он недавно родился. Он Вас слышит и все "записывает".
А с 7 месяцев уже точно все-все четко понимает и...продолжает "записывать".
3. Не заменяйте слова более легкими.
Ой, это многие любят делать! Логика простая: ребеночек же маленький - ему сложно понимать сложные слова.
Это ерунда! Чем богаче будет Ваш лексикон при общении с крохой, тем богаче будет его лексикон! Тем пластичнее и вариантивнее будет его речь в будущем!
У ребенка отсутствует разделение слов на сложные и не сложные. Он - губка и впитывает все.
4. Очень важно - не сюсюкайтесь!!!
Вы - главные учителя малыша. Учите правильно, не коверкайте слова. Ребенку нужен ориентир для развития "правильности" своей речи. Он воспринимает Ваше произношение как эталон, на который нужно равняться.
Конкретный пример из моего детства
Я сама ходила в детском саду в логопедическую группу - некоторые буквы не выговаривала. Хорошо помню девочку Настю, которая говорила, как мне тогда казалось, очень странно - все согласные она произносила мягко.
А причиной тому было, как раз, сюсюканье родителей. Логопеду пришлось славно потрудиться...
5. Не говорите за ребенка.
Еще одна ошибка хороших и заботливых родителей, когда, по сути, ребенку незачем говорить - все проговаривается за него и подается по первому жесту!
6. Задавайте вопросы ребенку.
Если ребенок ничего еще не говорит, задавайте, удерживайте паузу и сами отвечайте. Если хоть что-то говорит, задавайте и ждите ответа.
7. Иногда провоцируйте ребенка.
Возьмите в руки какой-то предмет, который точно заинтересует ребенка. Рассматривайте и "играйте" с ним, не давая "добровольно" малышу. Ему придется попросить!
8. Не игнорируйте неврологические проблемы.
Если кроме отсутствия речи Вас смущает еще что-либо (например, ребенок не реагирует, когда к нему обращаются, не реагирует на появление нового человека, часто падает, "живет в своем мире", слишком активен или заторможенность, имеет проблемы с моторикой пальчиков и пр.), обратитесь к профессионалам: педиатру, логопеду, неврологу...хоть к кому-нибудь. Многие проблемы можно решить, если вовремя спохватиться.