Мне 22 года и после окончания ВУЗа я решил попробовать себя в профессии учитель. Конечно, опыт маленький, но статья для тех, кто по каким-либо обстоятельствам задумывается об этой профессии или как-то связан с ней. Давайте обсудим: стоит ли молодым выпускникам идти работать в школу?
Современная школа очень сильно меняется.
Во-первых, отношение детей к учителю стало другим по сравнению с теми чувствами, которые испытывали мы к старшим людям и учителям. Современные дети (особенно на уровне общего образования: до 9 класса включительно) с лёгкостью идут на конфликт с учителем, у них нет уважения к его личности, они хамят, перебивают, делают всё, чтобы учитель сдался и перестал их учить. Педагог должен быть сверхчеловеком, чтобы, получая маленькую зарплату, найти в себе силы и создать из неогранённого камня бриллиант.
Во-вторых, у добросовестных молодых учителей не остаётся времени на саморазвитие и повышение своей квалификации, поскольку всё уходит на подготовку к урокам. Кстати, этот вопрос был актуален и для учебных заведений Российской Империи. Так, известный педагог Я.Г. Гуревич в конце XIX века предлагал реформу в образовании.
Его мысли актуальны и для нашего времени:
- Количество детей в классах уменьшить, а для этого построить больше школ. В итоге учитель сможет применять индивидуальный подход к каждому ученику, а не работать по шаблону. Порою сельское обучение как раз хорошо тем, что получаются небольшие классы (иногда по 7 человек), и ученик при помощи "живого общения" сможет взаимодействовать с учителем.
- Увеличить зарплаты учителям, чтобы не приходилось набирать себе по 30 и выше часов. Свободное время педагог может направить на профессиональное и интеллектуальное развитие.
- Оборудовать школы самым современным оборудованием (а не так, чтобы проекторы травмировали глаза детей).
В-третьих, в моём городе отсутствуют центры, в которых качественно оказывали бы педагогам психологическую и профессиональную поддержку. Иногда молодые специалисты сталкивается с серьёзными проблемами в педагогическом процессе, которые не рассматриваются в ВУЗе. Справиться в одиночку с ними они порой не в силах. Таким образом, подобные центры стали бы хорошим подспорьем для молодых учителей. Это место объединит поколения учителей, младшие смогут перенимать опыт у старших (в том числе по подготовке к урокам, по педагогике), а более взрослые получат горящие глаза и энтузиазм молодых.
В-четвёртых, администрация не поддерживает учителя, у него просто нет защиты перед агрессией учеников. Родители не вступают в союз со школой, не помогают ей, относятся к учителям с пренебрежением. Это извечная борьба только мешает учебному процессу. Мы должны понимать, что у школы и родителей общие задачи: вырастить из детей умных, творческих, добрых, ответственных, критически мыслящих людей.
Совсем недавно в Советском Союзе профессия учитель была уважаемой и почётной. На них равнялись, их слово было авторитетно, зарплаты были достойными, а сейчас престиж педагога по всей стране сведён на очень низкий уровень (за исключением некоторых регионов). Школа превращается в центр по оказанию услуг обучения!
Самое сложное в профессии учитель – это бесконечное умственное и интеллектуальное развитие педагога. Поскольку он отдаёт свои силы и энергию ученикам, вкладывается в них, теряя себя. Как после этого ему восстанавливаться?
Всё это было сделано не напрасно, мой опыт пригодится Вам, чтобы понять, что происходит с современной школой. Есть простой принцип: для изучения чего-либо рассмотри объект изнутри. К тому же практический опыт намного выше теоретического, так перенимайте же его у своих коллег. Творческое взаимодействие бесконечно.
Стоит ли идти молодым людям в школу? В чём главная проблема современных детей? Ваши варианты пишите в комментариях.