Я очень не люблю Сенную площадь в Санкт-Петербурге. А если честно, то даже немного боюсь.
Вроде бы ничего страшного в этом месте нет. Не так давно здания отреставрировали, посадили молоденькие деревца и цветы. А сейчас так и совсем мило – цветут липы и петуньи. Если просто посмотреть, то сплошная красота –величественные старинные здания, виден канал с живописными мостиками и все это под акварельными петербургскими небесами.
Но почему-то оказываясь на площади, я начинаю испытывать дискомфорт. И даже немного задерживаю дыхание. Нет, не от запаха, а от легкого чувства тревоги. Тревоги, ничем не вызванной.
Это чувство начисто пропадает, стоит отойти чуть в сторону. Например, если пойти по переулку Гривцова, то после Казанской улицы, у здания Географического общества сразу настроение улучшается, и даже солнце начинает светить ярче. Или по Садовой к Николе Морскому. Там у Юсуповского сада тревога пропадает.
Конечно, есть в Петербурге места, попадая в которые становится страшновато. Или надо держать ухо востро. Например, Апраксин двор. Но там понятно. Хулиганы, карманники, подвыпившие и т.д.
А на Сенной внешне ничего страшного.
Когда-то на Сенной площади стоял красивый храм – Церковь Спаса на Сенной. Храм был украшением площади. Его посещало огромное количество прихожан. Иконостас церкви считался одним из лучших в столице. В храме было пятнадцать колоколов и благовест был слышен издалека.
В 1938 году храм был закрыт, а в 1961 году, в разгар очередной антирелигиозной кампании, взорван.
В 2003 году на месте храма построили часовню.
На Сенной постоянно толпы народу. Вечером, пробираясь к метро, я неизменно вспоминаю «Мастера и Маргариту».
«Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок. От этих рек отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов. "Э, какое месиво! — сердито подумала Маргарита, — тут повернуться нельзя».
Эти строчки относятся, правда, к Москве, но удивительно подходят и к Сенной. Люди спешат, толкаются, обгоняют. Тротуары узкие, разойтись трудно.
Еще все помнят обрушение козырька у метро и терракт в 2017 году. Погибли люди.
Мне тяжело на Сенной. Не только из-за этих событий. Я всегда чувствую над ней что-то темное, незримое. Я помню, какой она была в девяностые и нулевые, с обилием палаток, грязью. Сейчас она внешне благопристойная. Хотя такого количества пьяных и бомжей я не вижу ни на одной станции метро. Прямо притяжение какое-то.
Ну и, конечно, часто вспоминаю Некрасова:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Самое интересное, что такие ощущения чего-то недоброго, мрачного относительно Сенной площади есть у многих людей. Многие мои сослуживцы и друзья признались, что чувствуют то же самое.
Почему так, интересно?