Про медиацию и нарративный подход в психологическом консультировании (данная статья не является экспертной оценкой, которая опирается на доказательную базу и проведенные исследования, только если личный опыт и личная практика не является таковыми).
Медиация и нарративный подход в ПК звучат по-разному и существуют в разных контекстах. Медиация — это контекст конфликта между людьми и его разрешение, нарративный подход в ПК — это контекст проблем психологического характера, возникающих у человека, и их разрешения. Можно ли объединить эти две практики в разрешении проблем, возникающих у человека, между людьми? Может ли специалист разграничить взаимовлияние этих практик и тех контекстов, в которых они находятся, когда он будет проводить медиацию или оказывать психотерапевтическую/психологическую помощь? Что способствует или ограничивает реализацию этих практик вместе и/или раздельно?
При детальном рассмотрении в основе этих практик лежит много общего.
Для начала, медиация и нарративный подход в ПК — это две помогающие/содействующие человеку практики.
Как мне кажется, один из важных моментов в этих практиках — это возвращение права и способности (силы) человеку (собственникам конфликта) разрешать возникшие проблемы самостоятельно (звучит странно в контексте привлечения третьего лица для оказания помощи, но об этом позже).
В основе этих практик лежит процесс разделения человека и проблемы. От человек= проблема к человеку, влияющего на проблему, выстраивающего отношения с проблемой, изучающего проблему, совместно с другой стороной вырабатывающего выход из проблемной (конфликтной) ситуации, вырабатывающего способы дальнейшего обхождения с проблемой (конфликтной) ситуацией.
Безусловно, для меня две эти практики — это практики уважения и принятия личности, индивида, человека, его опыта, переживаний, его значимости и его смыслов, празднование разнообразия.
Децентрированная, но влиятельная позиция специалиста. Тоже большая и обширная тема. Но основная идея заключается в том, чтобы не выступать экспертом по жизни человека или его конфликтной ситуации. Вместе с тем в процессе общения идти по определенной логике: в медиации — это этапы медиации, в нарративном подходе — это карта вопросов.
Основной инструмент нарративного практика и медиатора — это вопрос?
Ну и «вишенка на торте» — «Нарративная медиация. Новый подход к разрешению конфликтов» Джон Уинслэйд, Джеральд Монк / "Narrative Mediation. A New Approach to Conflict Resolution" John Winslade, Gerald Monk.
Конечно, содействие в разрешении конфликтной ситуации — это не одно и то же, что и оказание помощи в разрешении психологической проблемы.
Например, по моему мнению, проведение медиации и психологического консультирования специалистом в одном кейсе будет неправильным, даже неприемлемым.
Как правило, медиация сильно ограничена контекстом конфликта и тех процессов, которые с ним связаны.
Это конфликт между сторонами, т. е. это как минимум две стороны.
Медиация в большей степени формализована и зачастую связана с судебным процессом. Даже есть закон о медиации (193-ФЗ).
Это фокусировка внимания на предмете спора и интересах, которые преследует каждая из сторон.
Это контекст негативных эмоций и противостояния между людьми.
Как правило, это способность специалиста работать в условиях стресса, умение обходится с конфликтом и предотвращать его эскалацию — всё это концентрирует внимание на развитии у специалиста конфликтных компетенций.
Тем не менее как медиация, так и нарративный подход в психологическом консультировании — это практики, которые устремлены в будущее и его созидание. Приданию осмысленности своим действиям и принятии ответственности за свою жизнь как неотъемлемое право каждого человека, а также понимание и принятие своего влияния на окружающий мир и экологию, в которой живет человек. Это развитие уважительного и бережного отношения между людьми и к людям.