Фальцет - очень широко распространённый в эстрадной вокальной музыке эффект. Само слово "фальцет" пришло к нам из итальянского языка, где "falso" означает "ложь". На русский язык "фальцет" переводится как "ненастоящий, ложный голос". Фальцет достигается в мужском голосе путём звукоизвлечения при неполном, частичном смыкании связок. Это даёт дополнительные, очень лёгкие, воздушные ноты, а к общему диапазону вокалиста прибавляется от одной до полутора октав (в некоторых случаях и больше). Таким образом, фальцет расширяет исполнительские возможности певца.
Фальцет очень порицается в оперном вокале. Считается, что тенор должен брать свои высокие ноты "настоящим" голосом, на полном смыкании связок. В отличие от звука на полном смыкании фальцет звучит слабовато и пустовато, в нём мало обертонов. Иногда он напоминает звучание женского голоса.
Но изгнанный из оперы, фальцет занял прочное место в эстраде и стал одним из самых популярных вокальных приёмов. Использование фальцета добавляет в исполнение эстрадных певцов больше эмоциональности, нежности, интимности, душевности. Часто фальцет напоминает нежное нашёптывание на ушко. Также фальцет за счёт своей высоты и звонкости делает голос (а соответственно, и образ певца) моложе. Иногда фальцет в чередовании с полным голосом усиливает драматический контраст в образном ряду песни.
Вот несколько исполнителей с уровнем фальцета "бог":
1. Сэм Смит. Постоянное перескакивание с полного голоса на фальцет и обратно.
2. Мэтью Беллами (Muse). Нежный фальцет в припеве
3. Том Йорк (Radiohead). В хите "Creep" шикарный вокализ на фальцете в конце песни.
4. Джеймс Блант. В припеве виртуозное перескакивание с голоса на фальцет
5. Мортен Харкет (A-ha). Его фальцет - визитная карточка группы.
А кто ваш любимый исполнитель с фальцетом?
Пишите в комментариях!