Найти в Дзене
Zames Media

«Камерный» вопрос

Оглавление

Автомобилисты на Урале в ближайшее время будут бояться сесть за руль. ГИБДД пообещала едва ли не «ковровое покрытие» местных трасс камерами фото- и видеофиксации. Таким образом, местные власти намерены значительно пополнить бюджет: фактически штрафы за нарушение Правил дорожного движения сегодня стали новым налогом. Эксперты утверждают: штрафы становятся у жителей регионов отдельной статьей расходов. Причем избежать наказания смогут лишь единицы.

Число стационарных дорожных камер в Свердловской области увеличат троекратно к 2024 году. Об этом сообщили в региональном управлении ГИБДД. Как ожидается, количество камер в регионе увеличат значительно — на 326 устройств. На сегодняшний день область располагает 158 стационарными устройствами наблюдения, из них 141 — только на территории Екатеринбурга. Увеличение количества камер, уверены в ГИБДД, позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах.

По данным Госавтоинспекции, новые камеры будут фиксировать нарушения, связанные не только с превышением скоростного режима, но и с выездом на стоп-линию, а также с проездом на красный свет.

Также видеофиксация позволит запечатлеть автомобили, водители которых осуществили остановку в неположенном месте или заехали на тротуар.

Миллиардный бизнес

Появление новых камер на уральских дорогах, конечно же, вновь преподносится под соусом борьбы с нарушителями ПДД. Как заявляют в ГИБДД, введение автоматической фиксации нарушений помогло значительно снизить количество аварий на опасных участках трасс. В частности, на трассе Екатеринбург-Реж-Алапаевск аварийность уменьшилась на 15,4%, Екатеринбург-Серов - на 0,7% и на 6,8 в обратном направлении, на Пермском тракте - на 6,6%.

Отмечается также, что в Центре автоматической фиксации нарушений (именно сюда стекаются данные со всех камер области) выписывают по 5-6 тысяч штрафов в день. В общей же сложности за год камерами фиксируется свыше 3 млн нарушений на общую сумму штрафов около 2 млрд рублей. Но, судя по всему, даже этих денег в условиях очередного тяжелейшего экономического кризиса уральским властям стало мало. Поэтому решили не изобретать велосипед, а воспользоваться вполне проверенным способом – продолжить доить автомобилистов. Ну а почему нет, раз система исправно работает?

Юрист Сергей Ефимов рассказал для Zamesа, что на штрафах за нарушение ПДД в общей сложности государство зарабатывает колоссальные деньги: «Эти доходы вполне могут сравниться с нефтяными. Поэтому концепция, согласно которой люди – новая нефть, вполне имеет право на существование». По его словам, систему взимания штрафов за нарушение ПДД вполне можно выстроить таким образом, что избежать наказания будет практически невозможно: «Сейчас для этого на трассах создается множество «ловушек», в которые ежедневно попадаются тысячи водителей. Причем обжалуют штрафы на деле единицы – многим это лень. К тому же, судебная практика показывает, что это довольно сложный процесс, который лишь в редких случаях оказывается эффективным».

Оккупировали частники

Важно и другое: «камерный» бизнес, который так успешно функционирует на Урале, чаще всего принадлежит частникам. Между тем, специалисты утверждают: стоит потянуть за ниточки и можно будет увидеть, что все эти «частники», ловко расставляющие камеры фото- и видеофиксации на дорогах, аффилированы с местными властями.

По мнению председателя Союза автошкол России Александра Ачкасова, подобный бизнес фактически ставит крест на всей системе наказания, полностью дискредитируя ее. Он рассказал, что сегодня на российских дорогах действительно намеренно создаются «ловушки» - такие места, где не нарушить практически невозможно. Там же ставятся камеры.

Что получается – нетрудно догадаться. Суммарно на горе-водителях зарабатываются миллионы. «Но надо понимать, что это не работает на снижение аварийности», - уверен Ачкасов. По его словам, системы фото- и видеофиксации, которые сейчас практически полностью оккупировали частники, должны быть переданы в ведение государства: их должны контролировать либо Госавтоинспекция, либо Минтранс.

С ним солидарен и член СПЧ, глава Национального антикорупционного комитета Кирилл Кабанов. По его словам, одно дело – платить штрафы в пользу государства, однако совсем другое — отдавать деньги непонятным коммерсантам. По мнению Кабанова, это вызывает сильное раздражение. Именно с этим Кабанов связал «охоту на камеры» - когда жители регионов намеренно уничтожают устройства, расставленные вдоль дорог.

В общей сложности в прошлом году в ГИБДД выписали автовладельцам 142,1 млн штрафов за нарушения ПДД, на 14,3 млн больше, чем годом ранее. Такие данные приводит пресс-служба МВД.

Выяснилось, что чаще всего водителей штрафовали за превышение скоростного режима, игнорирование дорожных знаков или разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов, пояснили в ведомстве. Больше всего нарушений было зафиксировано в Москве, Московской и Свердловской областях, Татарстане и Краснодарском крае.

В то же время в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) сообщили, что в прошлом году количество постановлений о неоплаченных штрафах за нарушение ПДД составило 35 млн, тогда как в 2018 году таких постановлений было 27 млн. Сумма задолженностей автовладельцев по штрафам ГИБДД составила 29 млрд рублей, а 10 млрд из них взыскать пока не удалось.

В общем, война продолжается, и уральские власти, которые массово закупают камеры, проигрывать в ней явно не собираются.