Эффективность - это отношение результата к потраченным ресурсам.
Что определяет для сотрудника компании результат?
Признание, удовлетворение от результатов труда.
Эти результаты можно представить в виде денег и похвалы руководства.
Говорят, что деньги ненадежный мотиватор. И это отчасти так, но почему?
Человек быстро привыкает, а затем хочет еще.
Но ведь и нематериальная мотивация обладает тем же пороком. Здесь мы упираемся в изобретательность руководителя, у которой есть предел. Деньги же не имеют предела в своем численном выражении. А соответственно стратегически являются более значимым мотиватором. Помножив это свойство на универсальность: на гордость за проект в ресторан не сходишь - получим мощный мотиватор. Здесь возникает вопрос: за каждый успех повышать вознаграждение? Да! Но, следует его и снижать его за регресс.
Ошибка высшего руководства, которая заключается в преувеличении нематериальной мотивации над денежными выплатами, которую часто определяют как жадность, на самом деле определяется их мировоззрением: их уровень дохода с лихвой перекрывает их потребности, поэтому прибавкой к вознаграждению их не удивить. В этом случае главным становится нематериальная мотивация: желание признания, удовлетворения. И по свойству человеческой натуры они проецируют эти чаяния на других, а вместе с тем и стах несоответствия. Он к сожалению сильнее.
Именно поэтому мы получаем в бизнесе обратную ситуацию. Сотрудники получают оклад, что фиксирует их доход. И вместе с тем систему, где отсутствие результатов считают нормой, а за инициативу карают. В итоге бизнес получает определенную выгоду - страховку от убытков, но в месте с тем теряет и возможности роста.
Вывод напрашивается сам: необходимо оценивать сотрудников не количеством часов присутствия в офисе, но их вкладом в общее дело. Тогда инициатива перестанет быть наказуемой. Здесь возникает вопрос оценки эффективности сервисных служб - заведомо убыточных.
Для них также можно разработать систему мотивации для увеличения эффективности.
Кстати, о мотивации, множество прочтений статьи создаст ее для меня и напишу о методах оптимизации расходов на подразделения сопровождения бизнеса.