Зловещая тишина пронизывает сцену крестной смерти Христа.
Тела Христа и двух распятых вместе с ним разбойников вырисовываются на фоне темных грозовых туч, ниже которых отливают неземным сиянием полосы желтого, оранжевого, розового и голубого цвета.
Бесплодный каменистый пейзаж подчеркивает вневременную уникальность происходящего.
Вверху написаны слова, сказанные Христом на кресте: «Отче, в руки Твои предаю Дух мой».
У подножия креста сотник в латах и великолепной шляпе свидетельствует Божественность Иисуса словами: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий».
Этот воин был среди первых язычников, признавших в Христа Спасителя.
Лукас Кранах дружил с Мартином Лютером и принадлежал к числу художников, наиболее тесно связанных с Реформацией, хотя ему случалось работать для самых разных заказчиков, в том числе для непримиримого противника Лютера кардинала Альбрехта Бранденбургского.
«Распятие с уверовавшим сотником» принадлежит к числу картин, которые, возможно, связаны с догматами протестантизма, в частности с ключевым для Лютера убеждением, что спасение может быть достигнуто одной лишь верой.
Это представление олицетворяют сотник, засвидетельствовавший Божественность Иисуса и обратившийся в христианство, и хороший, раскаявшийся, разбойник, который будет с Христом в Раю ( Ев. от Луки, 23 : 39 - 43 ); ему противостоит плохой разбойник на правой стороне картины, отворачивающийся от Христа.
Тот факт, что цитаты из «Евангелия» надписаны в картине на немецком, а не на латинском языке, согласуется с убеждением Лютера, что Слово Божие должно быть доступно всем, а не только образованному духовенству.
Кранах за свою долгую жизнь художника написал множество «Распятий», но эта картина принадлежит к лучшим, хотя и наиболее ранним, образцам жанра.