Найти в Дзене
ITALOTRIP

Создание Адама в Сикстинской капелле

Есть шедевры, которые способны завораживать своей красотой целые поколения, независимо от исторического, культурного и географического контекста. Таким произведением несомненно является «Сотворения Адама» Микеланджело, одного из самых известных, любимых и прославленных образов за всю историю искусства. Одного из тех художественных образов, которые настолько глубоко вошли в коллективное воображение, что воспроизводятся и имитируются, полностью или в деталях, в современном искусстве, рекламе и кинематографе. В этом смысле можно сказать, что Сотворение Адама стоит на одной ступени с Мона Лизой Леонардо.

-2

Эта фреска была написана Микеланджело в 1511 году. Великий тосканский мастер получил заказ от Папы Юлия II несколькими годами ранее, в 1508 году, для  создания фрески свода Сикстинской капеллы в Риме. Это был поистине титанический подвиг, потому что свод занимает более 680 квадратных метров. Микеланджело задумал сложный по структуре свод, выделенный пятью арками в поперечном направлении, и разделенный на три части в продольном направлении. В центре он развернул «Сцены Бытия», основу христианского откровения из девяти эпизодов, в том числе «Сотворение Адама», иллюстрирующие основные фрагменты сотворения мира и историю первых людей в соответствии с библейскими повествованиями.

-3

Сцена сотворения первого человека находится в центральной части свода. В ней с правой стороны представлен, поддерживаемый ангелами в полёте, могущественный и зрелый Бог Творец. С левой стороны изображён спортивного телосложения очень молодой Адам, лежащий обнажённый на земле в состоянии пробуждения. Взгляд Бога решительно направлен на Своё творение, которое отвечает ему наивным изумлённым взглядом, созерцающим Отца. Ландшафт практически отсутствует, за исключением очень синтезированного земного склона.

-4

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7) — сказано в Книге Бытия. Микеланджело, создаёт необыкновенно поэтический образ, решительно отходя от библейской истории: в своей фреске человек и его создатель находятся друг перед другом, и Бог оживляет свое творение не дуновением, а прикосновением руки. Критики искусства долгое время останавливались на экспрессивности двух рук, которые почти касаются друг друга: вся сцена, по сути, сконцентрирована именно на этом жесте. Передний палец Отца обращен к человеку властным жестом, словно передавая ему свой божественный импульс. В то время как рука Адама все еще кажется слабой, едва одушевлённой новой энергией, которую в неё вселяет Господь. В своём художественном образе Микеланджело решил обратить божественное дыхание жизни в соприкосновение, точнее в «почти соприкосновение». Именно это «почти» отождествляет вечную близость Создателя и, в то же время, непреодолимую пропасть между Богом и человеком.

-5

Фигуры разделены пустым пространством, пересекаемым только руками, составляющими связь между двумя сюжетами. Это пустое пространство имеет большое значение в композиции фрески, так как оно отделяет руки, притягивающие взгляд зрителя, но в то же время подчеркивает абсолютное разделение между бесконечным и смертным.

-6

Микеланджело так же не забыл и о другой важнейшей библейской цитате, согласно которой «Бог сотворил человека по образу и подобию Своему» (Бытие 1:27). Он изобразил человека и Бога с очень схожей анатомией и расположил их тела, одинаково сильные и мощные, в подобном скрученном положении. Параллели между корпусами, коленями и ногами двух фигур очевидны. Два профиля слева также демонстрируют сильное сходство, как и нельзя не заметить прямого соответствия между выпуклой формой Бога и вогнутой формой Адама. Каждое намерение художника, каждый выбор его изобразительных средств был явно направлен на то, чтобы показать, как в момент сотворения Божественный отпечаток был оттиснут на человеке.

Любите Италию? Читайте еще больше интересных статей на нашем сайте - italotrip.com