Найти тему
ITALOTRIP

Скрипка Антонио Страдивари — мифы и легенды идеального звука

Оглавление

Скрипка Страдивари известна во всем мире как легендарный инструмент. Играть на нем — мечта каждого музыканта, и только лучшим музыкантам посчастливилось приблизиться к одному из 450 существующих на сегодняшний день инструментов.
Создателем этих уникальных музыкальных инструментов был
Антонио Страдивари, скрипач, живший в итальянском городе Кремоне между 1644 и 1737 годами. Он прославился созданием струнных музыкальных инструментов — альтов, скрипок, виолончелей, арф и гитар, обрабатывая их специальной техникой, тайну которой мы до сих пор не знаем во всех подробностях, и которую после него никому не удалось воспроизвести.

Секрет создания скрипок Страдивари

-2

Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме «
f» отверстий на верхней деке.

Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.

Интересные факты о создании скрипок Страдивари

-3

Для создания своих инструментов скрипичный мастер Страдивари использовал ель из Валь-ди-Фьемме для верхней деки и балканский клен для создания нижней деки, грифов и остальных деревянных частей. Ученым удалось установить, что древесина растений, выросших в период с 1645 по 1717 год, была особенно подходящей для изготовления инструментов, так как более низкие температуры и атмосферные осадки, характерные тому историческому периоду, способствовали меньшему фотосинтезу растений, что выражалось в идеальной прочности и компактности древесины.
Легенда также гласит, что у Страдивари был весьма оригинальный способ выбора подходящего дерева. Он перекатывал бревна, слушая их натуральное звучание. Целью его было добиться, с помощью своих созданий, акустического звучания, сходного человеческому голосу.

Сколько стоит скрипка Страдивари

-4

Постоянные научные открытия и легенды, переходящие из поколения в поколение, подтверждают неугасимый интерес к творениям великого мастера. Цена работ Страдивари составляет немалые миллионы американских долларов. Одним из таких инструментов являетсяальт “McDonald”, стоимостью 45 миллионов долларов, названный так в честь своего первого покупателя, одноименного барона. Известной считается так же одна из самых дорогих скрипок Страдивари — скрипка “Lady Blunt”, проданная на аукционе в 2011 году за 15,9 миллионов долларов или виолончель “Duport”, названная в честь виолончелиста Жан-Пьера Дюпорта. Эта виолончель связана так же с еще одной легендой: после того как ее владелец в 1812 году разрешил Наполеону Бонапарту на ней поиграть, император, весьма небрежно обратившись с инструментом, оставил на нем вмятину от шпоры своего сапога. Стоимость виолончели на сегодняшний день составляет около 20 миллионов долларов.

Самая знаменитая скрипка Страдивари

-5

Среди всех скрипок, созданных Антонио Страдивари, самой ценной считается «Мессия». Говорят, что при жизни Страдивари она была его любимицей и находилась при нем всегда. Особенность ее в том, что, несмотря на свои 300 лет, скрипка сохранилась практически идеальной и кажется, что только вчера вышла из под рук мастера. За всю свою историю инструмент оставался практически нетронутым, на нем мало играли и в течении всего времени с момента своего создания он существовал как «коллекционный предмет».

Страдивари создал эту скрипку в 1716 году, название «Мессия» она получила только спустя 150 лет. После смерти маэстро скрипка сначала переходила по наследству, а затем за ней стали охотиться коллекционеры. Так, она попала в руки Луиджи Таризио. Это был известный торговец и коллекционер, который стремился купить лучшие струнные инструменты в Лондоне и в Париже. Об этой скрипке он говорил, что «ею можно восхищаться только стоя перед ней на коленях». Однажды, знаменитый французский скрипач тех времен Жан Дельфин Алард, не выдержав, высказался другу коллекционеру : «Ваша скрипка как иудейский Мессия — все ее ждут, а она не появляется».

Последними владельцами скрипки была семья Хиллов. Приобретя «Мессия» в 1904 году они подарили ее музею Ашмола в Оксфорде (Великобритания) в 1939-м и с тех пор она находится там. Главными условиями передачи скрипки музею была обязанность демонстрировать инструмент в качестве наглядного пособия для скрипичных мастеров, никогда на ней не играть и не передавать в другие руки.

Где можно увидеть скрипку Страдивари

-6

Итальянский город Кремона на севере Италии, в котором родился и создавал свои творения великий мастер, еще со времен эпохи возрождения считается мировой столицей скрипичного производства. Помимо Страдивари здесь создавал свои шедевры скрипичные мастера Андреа Гуарньиери, Никола Амати и Франческо Руджери. О вековых музыкальных традициях Кремоны говорят многие факты. Здесь родился Клаудио Монтеверди, создатель первой оперы в 1607 году, здесь находится Академия скрипичного исполнительского искусства имени Вальтера Стауффера. На сегодняшний день здесь работают больше 180 скрипичных мастерских. Здесь находится международная школа по изготовлению струнных музыкальных инструментов и проходит крупнейшая музыкальная выставка Cremona Musica International Exhibitions and Festival.

Весь этот музыкальный капитал лег в основу создания в Кремоне Музея Скрипки. Музей расположен в Доме Искусства (Palazzo dell’Arte), который был полностью отреставрирован Фондом Арведи. Скрипичное наследие музея уникально во всем мире: здесь хранятся ценные струнные инструменты величайших мастеров классической эпохи, инструменты периода поздних кремонских и итальянских традиций, образцы победителей конкурсов по изготовлению скрипок, проводимых с 1976 года Институтом струнных инструментов и в последнее время фондом Страдивари. Так же в музее находятся ценные реликвии из мастерской Антонио Страдивари (рисунки, модели, формы, инструменты), которые, к счастью, сохранились и были подарены городу Кремоне в 1933 году скрипичным мастером Джузеппе Фьорини.

Экспозиция нового музея так же рассказывает о происхождении и истории скрипки, о системах строения струнных инструментов и их технических и акустических особенностях, о судьбах самых важных семей кремонских скрипичных мастеров и о распространении кремонской скрипки по всему миру.

Где можно услышать скрипку Страдивари

-7

Кроме представленной постоянной экспозиции дорогих экспонатов знаменитых скрипичных мастеров,  в музее постоянно проводятся многочисленные музыкальные инициативы. Здесь, в уникальном концертном зале Аудиториума Джованни Арведи, проходят концерты, на которых лучшие музыканты города играют на коллекционных инструментах музея.

Аудиториум Джованни Арведи заслуживает особого внимания: это настоящее чудо акустической инженерии. Концертный зал, рассчитанный на 450 мест, поражает уникальным «эмоциональным» дизайном. Но главным новшеством аудиториума является акустика зрительного зала, спроектированного при содействии японского инженера и специалиста по акустике Ясухиза Тойота. Она достигла такого уровня совершенства, что позволяет использовать зал в качестве студии звукозаписи.