Александр Жибров
Ехали с Толей Лукиных через Алма-Ату, а в Москве договорились 15 октября встретиться в Будапеште, заехали оба к родственникам. 14 октября добрался до Чопа, взял билет до Будапешта.
Граница, таможня. Как положено - вез два чемодана, сапоги, портупею, ЗШ и … летную книжку. Тем более первый раз, так что таможенник, видимо посмотрев на меня, сказал сразу :
- Проходи!
Поставил печать и все.
Вагон поезда «Москва-Белград» был почти пустой. В купе был солидный полковник, как потом оказалось «работник авиационного тыла», возраста «юбилейного» - под 50 лет. Ехал он в Будапешт, дабы спокойно «отдать» Родине пять крайних лет службы и отправиться на пенсию. Полковник явно волновался…
Поезд медленно тронулся, сосед сидит - почти не дышит. Я подумал, наверно нервничает, «граница все-таки»…
Когда поезд тихо-тихо пересек последний пограничный пост, КСП и … прикосновение руки старшего по званию, оторвало меня от созерцания настоящей «заграницы». На столе уже стояла бутылка водки, два стакана и закуска…
- Ну вот и все…Давай за сбывшуюся мечту!
Смотрю и не узнаю своего соседа, лицо радостное, улыбается - поменялся на 100%. Видимо, он уже считал, что «мечта» сбылась!
Отказывать неудобно, поэтому только дозу уменьшал, а он на радостях «осушил» 0.7, закусил и лег спать. Перед сном сказал:
- Я тебе завтра все расскажу - что и как!
Про Будапешт ничего не говорю - красиво! Чуть – чуть отличается от Балхаша!
Уже в штабе встретились с Толей, а вечером выехали в Кунмадараш. Перед отъездом обменяли «валюту» (30 рублей), выпили по кружечке пива и полные впечатлений сели в поезд.
Первые дни в полку…
Приехали ночью в Карцаг. Встретили, как положено, на дежурном «Урале»! Добрались до гостиницы. Переночевали. Утром проснулись от характерного шума – хлопанья дверей, голоса в коридоре. Народ в кителях, блестящих сапогах и портупеях, довольно рано «рванул» на службу. Пришли в штаб к 9.00 и, буквально, через 5 минут побрели обратно в гостиницу.
В полку шла итоговая проверка, да непростая, а ГИМО… Новый комэска на ходу в коридоре бросил пару слов:
- Отдыхайте пару дней, закончим проверку и «представитесь».
«Кошмар» по поводу ГИМО действительно закончился, судя по хорошему настроению, с каким беседовали начальники с нами, можно было догадаться, что результат Москву «удовлетворял».
Начались первые дни. Сначала по всем начальникам прошлись, как положено, и вот уже в эскадрильском классе. Коллектив хороший, познакомились. Конечно, многое отличалось от Балхаша (сразу в некоторых аспектах было заметно, что тут «передовые рубежи»), но уже через пару недель, все казалось привычным.
Комэска бегло посмотрел налет, уровень подготовки и, как-то невесело улыбнулся, услышав, что ночью в СМУ налета и посадок при УМП нет, парой на разведку по новому КБП не летали. Невольно закралась мысль, что мы с Толей с «таким уровнем подготовки» не дадим полку быть передовиками социалистического соревнования в ВВС ЮГВ…
Дело в том, что в Балхаше была своя «специфика подготовки» на 1-й класс, тут совсем по другому. Уже потом убедились, что реально «отстали» максимум 5-8 летных смен.
Еще один «прокол» вычислил замкомэска - майор Грищенко. Сходу взяв наши летные книжки вычислил в них «крамолу». Уезжая, нам не хватало для подтверждения класса двух посадок, мы и «влепили», не особо заморачиваясь, в осенний налет. Грищенко покачал головой понимающе и сказал:
- Так больше так не делать….
Командир эскадрильи запомнился немного суматошным, всегда в делах и заботах, но на то были свои причины, все-таки «передовые рубежи».
Беседа с замполитом эскадрильи действительно дала понять, что это не Советский Союз. Спросил анкетные данные и т.д. Внимательно записывал дни рождения – мое, жены, сына. Потом ласково глядя в глаза спросил:
- Догадываетесь, зачем так подробно все это?
Я почему-то «догадался» сразу, но смотрю на него наивными глазами и отвечаю:
- Ну, наверное, за границей поздравите и семью в день рождения?
Ответ был простой и именно своей простотой убивал наповал:
- Нет, контролировать будем. Например, у сына день рождение, а завтра полеты…Вот для этого и записываем…
- П о н я т н о…
Да, это не Казахстан! Там до такого не доходило…
Это - мелочь, а в остальном все было нормально. Сдали зачеты, а вот летать сразу не получилось. Год какой-то неудачный, всю зиму просидели на земле из-за погоды. Постоянные туманы уже через месяц надоели всем, особенно летчикам. Мы «100-листовую» тетрадь расписали «подготовкой к полетам» почти до конца, а летали всего пару раз. На наши скромные попытки выйти из этого положения и ограничиться хотя бы фразой в тетради – «смотри страницу такую - то» - ни к чему не привели.
Пробовали летать, но после неудачной смены, когда три борта сели на «запасных» из-за тумана, поняли , что будем ждать погоды долго.
А тем временем уже освоились на новом месте. Новые люди, новые знакомые.